Редкие кадры

Видеоарт художников Антонины Баевер и Дмитрия Венкова покоряет Биеннале современного искусства в Москве.

При виде легкой и смешливой Антонины Баевер ее серьезный и задумчивый соавтор Дмитрий Венков тоже начинает улыбаться. «В России есть страх перед эфемерными вещами, которые нельзя поставить на подоконник, — говорит двадцатипятилетняя москвичка Антонина. — Так что искусство — вещь бесполезная, а уж видео-арт…» — «…Это гипербесполезная вещь», — заканчивает фразу тридцатилетний сибиряк Дмитрий.

Видеоарт не повесишь у камина, его почти не продают на аукционах, и он не приносит прибыли галереям. А еще его может делать каждый — взял фотоаппарат, снял, что захотел, выложил на YouTube. Но не стоит относиться к этому жанру свысока: не имея шансов превратиться в бизнесменов вроде Дэмиана Херста и Джеффа Кунса, лучшие из видеохудожников занимаются тем, чем и должны, — искусством.

Недаром последние два года Премию Кандинского в номинации «Лучший молодой художник» получают создатели видео. Дмитрий Венков получил эту награду год назад за «Безумных подражателей» — о племени поклонников мусора, живущих за МКАД (аллюзия на бездумных потребителей современного искусства, где в роли ученых мужей, разбирающих мусорный феномен, — ведущие московские критики и кураторы). Антонина Баевер и ее «Дипломная работа» претендуют на Премию Кандинского в этом году.

В Манеже недавно открылся Музей экранной культуры, где осенью и зимой пройдут персональные выставки пяти видеохудожников, — наши герои в их числе. Работу Венкова «В другом времени», где юноши и девушки думают о чем-то своем, не замечая суеты московского метро, покажут в сентябре на Пятой Московской биеннале современного искусства. Персонажи фильма выпали из общего потока, перестали быть толпой и этим приглянулись куратору Катрин де Зегер: «Венков размышляет о личном времени и пространстве в эпоху, когда нам всем так не хватает того и другого».

Сейчас Венков вместе с Антониной снимает фильм для Бергенской триеннале — престижного смотра мирового искусства, который проходит раз в три года. Детали в секрете, но владелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, который уже устраивал выставку Венкова и Баевер и сейчас продюсирует их новый проект, верит в своих протеже: «Это умные, тонкие, прекрасно образованные ребята, которые снимают фильмы не о матрешках и политической чепухе, а о жизни, смерти, любви — о том, что волнует всех. Они не копаются в российской сиюминутности, а говорят о том, что интересно еще и в Америке, Англии и Камбодже».

Понятно, откуда такой масштаб. Венков и Баевер хотели снимать большое кино. Дмитрий изучал Эйзенштейна и Кубрика в Орегонском университете, Антонина готовилась поступать во ВГИК. А потом пришли к выводу, что в кино слишком много правил и ограничений, и пошли учиться в Московскую школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. Там и познакомились. Теперь вместе и порознь снимают видео, которое на самом деле ничем не отличается от кино. Это раньше в видео-арте нельзя было применять монтаж, операторские приемы и компьютерную графику. Теперь границы стерлись, и музеи вот-вот превратятся в кинозалы.

«Проблема современного русского искусства в том, что у него нет зрителя, — говорит Ханкин. — Это тусовка для тусовки. Пять кураторов делают десять одинаковых выставок с двадцатью художниками, на которые ходят триста человек». У молодых, веселых, не претендующих на концептуализм Антонины и Дмитрия есть шанс переломить ситуацию, затащив зрителя в музей, — совсем как Баевер делает это с верблюдом, которого тянет по пустыне в работе «Добираясь вместе». А если зритель не придет, они придут к нему сами — в кинотеатры. Их работы уже сейчас не затерялись бы в афише «35mm».

Анна Федина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,688 сек. | 8.77 МБ