РОБ ЗОМБИ

Но нас, понятное дело, в первую очередь интересует альбом. В то время как ‘Venomous Rat Regeneration Vendor’ ни в каком отношении нельзя назвать скучной работой (что можно было сказать, например, о ‘Hellbilly Deluxe 2’), здесь, тем не менее, не наблюдается никакого прогресса, никакой творческой эволюции. Вместо этого нам предлагают послушать очередную перченую подборку индустриальных боевиков с фирменным саундом, знакомым еще по временам White Zombie. Хоть альбом звучит бодро и весело, и заставляет нас притопывать ногами, очень быстро неизбежно приходит мысль «А не слышал ли я этого раньше?». И ответ очевиден: естественно, мы это уже слышали. И не раз. Хотя, конечно, не менее очевидно и то, что музыкальный прогресс у Роба закончился уже после ‘Sinister Urge’, и с тех пор он всякий раз делает одно и тоже, только то лучше, то хуже. И если в прошлый раз ничего толкового у мистера Зомби не вышло, то вот сейчас получилось хорошо. «Мостиком к созданию этого альбома стали три песни, которые я сделал с Джоуи Джордисоном из Slipknot для расширенного издания ‘Hellbilly Deluxe 2’, — комментирует Роб Зомби. — Мы очень быстро сделали те песни. Три года назад я принял сознательное решение не отвлекать свое внимание от музыки, поскольку мне приходилось делать это, когда я снимал фильмы. Занимаясь работой в сфере кинематографа, я порой отвлекался от музыки на годы. И всякий раз, когда я возвращался в студию и на сцену, я думал: «Что здесь происходило, пока меня не было?». На этот раз я не хотел, чтобы было так. Поэтому, в процессе создания фильма, когда выпадало свободное время, мы продолжали гастролировать, сочинять новый материал и работать в студии. Я работал над фильмом, а потом возвращался к музыке. Носился, как угорелый, туда-сюда, так что на этот раз у меня получилось не отлучайся слишком надолго от музыки и от ■ общения с группой. Иногда, когда я был занят на съемочной площадке, я буквально не мог поговорить с ребятами из группы в течение шести-восьми месяцев. И даже никакой серьезной причины не было. Просто, поскольку я так сильно погружен в мир кино, с которым они не связаны, время летит так быстро. Я думаю, с этим надо что-то делать».

Определенно, именно большая занятость Роба в киноиндустрии стала главной причиной того, что качество его музыки в определенный момент стало падать. И столь же ясно, что тот подход, о котором музыкант заявил в процитированных выше словах, себя оправдал. Альбом действительно звучит намного живее и ярче, нежели релиз 2010 года. Что делает эти песни столь похожими на уже знакомые нам работы Роба Зомби -так это часто используемые сэмплы из любимых ужастиков Роберта и типичные для большинства его песен короткие рубленые риффы, нанизанные на ленивую сетку ударных. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что на ‘Venomous Rat’ все-таки была предпринята попытка как-то освежить саунд. Если раньше творчество Rob Zombie представляло собой типичный индастриал-метал в его первородном чистом виде, то теперь мы можем услышать вкрапления как классического метал-саунда, так и вещи, тяготеющие в большей степени к танцевальной электронике, нежели к тяжелому индастриалу. Джону 5 выделено не так уж много места для «нарезки» или продолжительных соло, но он отлично выдает те самые мощные, качающие риффы, которыми особенно известен проект Rob Zombie. Джинджер Фиш на своей первой студийной работе с Робом показал, что является намного более мощным барабанщиком, чем о нем думали раньше. Хоть партии ударных здесь и не слишком сложные, Джинджер доказывает, что он способен создавать бодрую развлекательную атмосферу для песен и оставаться при этом чертовски «тяжелым». Альбом начинается с трека, носящего скабрезное название "Teenage Nosferatu Pussy", который, конечно же, начинается с диалога, вырезанного из какого-то фильма ужасов, и заканчивается звуками секса. В промежутке нас ждут мощные риффы и припев, возвещающий: "Teenage Nosferatu Pussy, Turn It On, Turn It On!". Трек "Theme For the Rat Vendor" длится всего немногим больше минуты и являет собой по сути что-то вроде инструментального интро, включающего небольшую мелодию, сыгранную на ситаре. В восьмой композиции альбома, "White Trash Freaks", Джону 5 дали больше пространства, чтобы развернуться, чем где-либо еще на протяжении альбома. Джинджер Фиш, в свою очередь, создал в этой песне один из наиболее интересных ударных ритмов. Кульминацией альбома можно назвать очень энергичную кавер-версию песни Grand Funk Railroad "We’re An American Band". Это действительно очень американская музыка — она до мозга костей американская.

Знатокам американской контркультуры несомненно бросится в глаза наличие здесь песни под названием "Lucifer Rising". Точно так же назывался один из фильмов, снятых Кеннетом Энгером — знаменитым американским режиссером, видным соратником Церкви Сатаны. А вот что Роб Зомби рассказывает об истории создания одноименной песни:

«Достаточно забавно, поскольку эта песня проклюнулась еще в те времена, когда Джоуи играл с нами. У нас была одна ее версия, на которой на самом деле именно он и играл. Несколько разных барабанщиков играли эту песню. Очевидно, мы не использовали версию Джоуи, потому что я хотел, чтобы все было сделано новым составом, так что мы перезаписали барабаны. Это было давно. Мы не успели закончить песню для специального издания "Hellbilly Deluxe 2", но она нам всегда нравилась. В каком-то смысле мы знали, что это -дух того, что мы собираемся сделать».

Закрывает альбом песня "Trade in Your Guns for a Coffin", которая звучит столь бодро и драйвово, что ей, кажется, и не место в хвосте пластинки. «Для меня этот факт имеет отдельное значение, — говорит Роб Зомби. — То, как развивается альбом — достаточно важный момент. В большинстве случаев альбомы сразу выплескивают на слушателя всю свою мощь, поскольку наиболее сильные песни размещены в первой части. Поэтому может казаться, что по мере приближения к концу альбом становится хуже. А иногда медленные песни помещаются в конец альбома. Я решил переломить эту тенденцию, в результате чего треки, которые я сам считаю лучшими, были размещены ближе к концу альбома. Я всегда хотел так сделать. Мы еще раз наподдали под конец, так чтобы у вас не осталось ощущения, что к завершению альбом скис».

Среди минусов альбома, помимо почти полного отсутствия свежих идей, я могу выделить следующие вещи. Первое — это отсутствие запоминающихся цепляющих мелодий. Уверен, что любой из вас сможет прямо сейчас насвистеть мотив любой из нижеперечисленных песен, составляющих золотой фонд творчества Роба: "Spookshow Baby", "Never Gonna Stop", "Super Beast", "Living Dead Girl" и, конечно же, "Dragula". Так вот, песням из ‘Venomous Rat’ вряд ли удастся повторить их судьбу. Несмотря на то, что они производят приятное впечатление, даже после нескольких прослушиваний эти вещи совершенно не западают в память. Иначе говоря, они хорошие — но не хитовые.

Другой момент — некая неосмысленность происходящего на этой пластинке. Если в прежние годы в творчестве Роба Зомби прослеживалась определенная четкая концепция, все образы и отсылки были на своем месте, то сегодня это — обыкновенный «адов чад кутежа», музыка для дискотеки экстравагантно-мрачных личностей, музыка, над которой, в отличие от ранних альбомов, а также эпохи White Zombie, совершенно не нужно думать. Да, те старые песни тоже были дискотекой — но несколько более интеллектуальной (чего стоит хотя бы клип на песню "Never Gonna Stop", основанный на легендарном фильме Стэнли Кубрика «Заводной апельсин», снятом, в свою очередь, по культовому роману британского писателя Энтони Берджесса). Кажется, дядюшка Роб, при всем уважении к его заслугам, просто разучился удивлять своих слушателей. Впрочем, это — в первую очередь мое частное мнение, и навязывать его я никому не намерен.

Однако мы имеем полное право предположить, что интеллектуальную часть своей деятельности Роб теперь перенес на киноэкран. Все-таки, несмотря на то, что попытка возродить классический слэшер «Хэллоуин» себя не вполне оправдала, ранние фильмы Роба — «Дом тысячи трупов» и «Изгнанные дьяволом» — являли собой нечто большее, чем банальные ужастики, снятые развлечения ради закоренелым фанатом жанра. Мне доводилось читать в Интернете такие отзывы об этих фильмах, что любой режиссер может позавидовать. Например, одна экзальтированная особа написала на форуме любителей фантастики, что после того, как она посмотрела «Дом тысячи трупов», зареклась связываться с фильмами ужасов вообще — только чтобы этот кошмар больше не повторился. Признаюсь честно, я еще не видел новой киноработы Зомби, но никак не могу проигнорировать новость о выходе очередного фильма этого очень нестандартного режиссера. Вот что пишет о фильме New York Post: «Картины Роба Зомби, гот-рокера, ставшего культовым режиссером, предназначены не для всех. Но ему на это наплевать. Он делает фильмы именно так, как он хочет, не заботясь о том, чтобы доставить удовольствие массовому зрителю. Публика может оценить это или, проходя мимо, проходить. Его самая свежая работа, «Повелители Салема» — отличный образчик жанра». Критик из New York Post сравнивает эту работу Роба с «Ребенком Розмари» Романа Полански и «Суспирией» Дарио Ардженто.

Сюжет фильма, кстати сказать, непосредственно связан с тяжелой музыкой. Главная героиня, Хайди (ее играет жена Роба, Шери Мун) работает ди-джеем ночного эфира на радио в мрачном городке Салем. Ей присылают коробку, в которой девушка находит диск группы под названием The Lords. Блэк-металлическая музыка оказывает странное воздействие на Хайди, у которой начинаются полные насилия видения об истории Салема, тесно связанные с судебными процессами над ведьмами. Будьте готовы увидеть голых старух, покрытых щупальцами демонических созданий, танцующую ощипанную индейку, похотливого священника и инновационные способы причинения страданий… Atlantic отмечает, что «картина «Повелители Салема» предлагает зрителю более выдержанный, продуманный, твердый подход, чем в предыдущих киноработах Роба Зомби. Здесь привычный карнавал насилия выдержан в более элегантном ключе, что является первым шагом в сторону от того, чего можно ждать от этого режиссера. Действие происходит в городе Салем, штат Массачусетс. Хайди — наркоманка, находящаяся в процессе реабилитации — работает в составе трио ди-джеев ночного радиоэфира. Загадочный диск, который доставляют однажды на радиостанцию, становится «спусковым крючком» для Хайди и женщин по всему Салему, которые являются потомками казненных ведьм семнадцатого века. Содержащий намного меньше сцен насилия, чем его прошлые работы, «Салем» вместо этого медленно и последовательно нагнетает напряжение, постепенно вводя зрителя в состояние дискомфорта, вместо того, чтобы шокировать неожиданными кровавыми сценами». «Половина из вас полюбит этот фильм, а другая половина — возненавидит», — сказал Роб Зомби перед премьерой своего фильма. Такие вещи нечасто услышишь от режиссера, представляющего свою новую картину. Но ему нет никакого дела до второй половины. Он знает, что его фильмы — не для всех, и его вполне устраивает то, что эти фильмы привлекут лишь половину аудитории. Еще Дэвид Боуи сказал, что вызвать реакцию — это единственное, что имеет значение.

«Сценарий был слишком грандиозным для того бюджета, которым мы располагали, — признается Роб Зомби. — Мы снимали четыре с половиной недели. Так что расписание съемок было очень жестким. А декорации, воссоздающие конец семнадцатого века — это очень большая и дорогая вещь. Это фактически была большая часть фильма. В самом начале это был просто фильм о ведьмах и их времени, о том, что с ними случилось. Но много что нам пришлось урезать, поскольку в противном случае расходы сильно возросли бы. Многие из фэнтезийных эпизодов, сцен с использованием магии пришлось из сценария удалить».

Однако, сокращение бюджета — обычное дело для мира независимого кино, к тому же, как мы с вами прекрасно знаем, американские хоррор-режиссеры — ребята настолько ушлые, что могут слепить шокирующий шедевр за сущие гроши (для примера, напомню, что запредельно зверские фильмы нашего старого знакомого Брайана Полина были сделаны за суммы в диапазону от трех до десяти тысяч долларов). Не знаю, как вы — а я заинтригован, и в один из ближайших дней обязательно посмотрю «Повелителей Салема».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 31 | 0,727 сек. | 8.73 МБ