СЬЮЗИ КВАТРО

ЗОВ СЕРДЦА ИЛИ ПРОСТО БИЗНЕС?

Невесёлые мысли посещали меня во время написания этого материала… Дело в том, что каждая новая прочитанная в процессе сбора информации биография или ретроспективная статья заставляли вновь убеждаться в давно известной, казалось бы, мысли: там, где правит бизнес, остаётся слишком мало места для искренности и настоящего творчества. Если в предыдущем обзоре ещё фигурировали музыканты, на чьё становление непосредственное влияние оказала культурная революция 60-х — как я говорила в предисловии к той статье, творчество её героинь всё-таки коренилось именно в том волшебном десятилетии — то на этот раз на авансцену выходят уже личности несколько другого масштаба. Теоретически их всех можно тоже назвать новаторами — и Сьюзи Кватро, доказавшую, что женщины могут не только петь, но и играть на бас-гитаре, и девушек из The Runaways, друживших с панками и бросивших вызов добропорядочной общественности, и даже Пэт Бенатар, собиравшую стадионы и выпускавшую один хит за другим. Но не зря же в отношении их всех с самого начала их карьер звучали обвинения в чрезмерной продуманности имиджа, неискренности и коммерческом расчёте — личностей масштаба Аженис Джоплин, Грейс Слик или Ажони Митчелл, увы, больше не было. Женщины-музыканты конца 70-х — начала 80-х оказались по большей части, как и мужчины, заняты штамповкой хитов для радиостанций и MTV, а вовсе не творческими поисками. И первой в этом ряду оказалась замечательная американская певица и бас-гитаристка Сьюзи Кватро…

Сьюзен Кей Кватроччио (Кватроччи), получившая известность под именем СЬЮЗИ КВАТРО — одна из наиболее влиятельных фигур в истории женского рока. Эта маленькая (всего 152 сантиметра ростом) энергичная женщина, затянутая в кожу и с массивной бас-гитарой наперевес, открыла путь в хард-рок, до этого считавшийся исключительно мужским стилем, целому поколению девушек. Именно Сьюзи считается первой женщиной, которой удалось прославиться не только в качестве певицы, но и как исполнительнице на инструменте, за который женщины раньше не брались — бас-, гитаре. При этом, несмотря на то, что Кватро родилась и начала свою музыкальную карьеру в Америке, успеха ей удалось добиться, лишь переехав в Великобританию. По сей день многие считают Сьюзи именно британской артисткой, а большинство американцев помнят главным образом как актрису сериала «Счастливые деньки», где она играла крутую рокершу — персонажа, срисованного, как ни странно, с неё самой. Пию популярности Кватро пришёлся на 70-е, хотя началась.’ её карьера гораздо раньше — и не как сольной исполнительницы, а в качестве участницы девичьей рок-группы, в которой помимо неё играли (в разное время) ещё и три её сестры.

Надо заметить, что при всех достижениях «Сьюзи Кью» и её статусе, она зачастую подвергалась критике — в первую очередь во времена расцвета её карьеры. Дело в том, что хотя мастерство Кватро как музыканта-исполнителя и не ставилось ни кем под сомнение, её песенный материал (по большей части сочинённый не ею, а профессиональными композиторами и поэтами) был вовсе не таким бескомпромиссным и резким, как её имидж: затянутая в чёрную кожу леди-вамп с .замашками томбоя пела-довольно глупые и бессодержательные тексты, а музыка строилась в основном на вечных трёх рок-н-ролльных аккордах. Но критика критикой, а то, что Сьюзи Кватро — одно из самых.узнаваемых имён в хард-роке 70-х — 80-х — неоспоримый факт. Итак, Сьюзи Кватро (Suzi Quatro) родилась в промышленном городе Детройт, штат Мичиган, 3 июня 1950 года, а выросла в пригороде Гросс Пойнт неподалёку от Детройта. Поскольку отец её был полупрофессиональным джазовым пианистом, Сьюзи с детства находилась в музыкальной среде, а когда девочка немного подросла — лет до семи-восьми — мистер Кватро решил приобщить непосредственно к игре в собственном ансамбле — The Art Quatro Trio. Там она играла на всяческой перкуссии вроде бантов и конгов, развивая чувство ритма и координацию движений. Впрочем, и классическое образований Сьюзи тоже-получила -"’училась играть сначала на фортепиано, а затем на тех же перкуссии и барабанах. По воспоминаниям Кватро в различных интервью, играла она и на полной барабанной установке, а также на гитаре. Однако в подростковые годы она взяла в руки бас-гитару -подаренный отцом Fender Precision -и нашла своё призвание. С тех пор с басом миниатюрная Сьюзи практически не расставалась и играла на гитаре так много, как только успевала. В музыкальной семье Кватро были и другие юные дарования — сестры Сьюзи. Одна из них — 17-летняя Патти, играющая на гитаре — в 1964 году решила организовать музыкальную группу. В качестве басистки она позвала Сьюзи, едва взявшую тогда этот инструмент в руки; также в группу вошла ещё одна сестра — Арлин. Сьюзи взяла себе псевдоним Сьюзи Soul, Патти — Патти Pleasure. Так появились The Pleasure Seekers -девичья клубная кавер-группа, исполнявшая актуальные песни из хит-парадов. Вообще-то клубная сцена в Детройте в те времена была не слишком развита, и возможностей для молодых групп было не много. Однако как раз в середине 60-х ситуация начала потихоньку улучшаться благодаря «британскому вторжению», оживившему музыкальную активность буквально в каждом американском городе. В мае 1964-го в Детройте открылся новый клуб The Hideout; вскоре после открытия заведения The Pleasure Seekers уже были там постоянными резидентами. Полностью женский вокально-инструментальный-состав был в то время абсолютно новаторским явлением, и The Pleasure Seekers стали пользоваться большой популярностью -причём не только в клубах Детройта. За недолгое время своего существования группа успела поиграть в клубах Нью-Йорке’ — по пять дней в неделю в качестве постоянных резидентов — и даже выступить для раненых солдат на американской базе во Вьетнаме. Были и записи: сначала на Hideout Records, лейбле владельца вышеупомянутого’ клуба, в 1966 году вышел сингл "Never Thought You’d Leave Me"J "What A Way To Die", а следом за ним, уже на Mercury, — "Light Of Love" / "Good Kind Of Hurt". Однако с Mercury у девушек не сошлись взгляды на то, как должна строиться их- будущая карьера, и лейбл с ними расстался. Примерно в то же время группу покинула Арлин, решившая посвятить время семье; её заменила ещё одна из сестёр Кватро — Нэнси. Но изменения в составе были не единственным, что случилось с группой: вскоре сестры решили, что пора сменить имидж, а вместе с ним и название. И если в начале карьеры они исполняли много поп- и соул-композиций, а на сцену выходили в мини-юбках, то в конце 1969 года был произведён серьёзный ребрендинг: группа стала называться Cradle и заиграла импровизационный блюз-рок-а-ля Cream и Джими Хендрикс; вокалисткой стала Нэнси Кватро. ‘В таком виде группа просуществовала где-то пару лет, выступая в Детройта и его окрестностях — до тех пор, пока, не произошла судьбоносная встреч а с известным продюсером, Мики Мостом.

В большой семье Кватро помимо множества дочерей нашёлся и сын Майкл. Именно он выполнял вCradle роль менеджера, и он же однажды уговорил британского продюсера и аранжировщика Мики Моста, работавшего с Animals, Пулу и Донованом, послушать его сестёр. Мики Мост послушал и пришёл к выводу, что группа, в общем-то, ужасная но вот басистка очень даже ничего. Басисткой, как мы помним, была Сьюзи. Ей Мост и предложил приехать в студию в Англии и записать свой материал для его новоиспечённого лейбла RAK Records. Сьюзи долго не решалась принять предложение как же так, бросить сестёр и заняться сольной карьерой? Но в октябре 1971 года Cradle всё же распались, Сьюзи Кватро приняла предложение продюсера и приехала в Англию. В некоторых источниках есть информация, что интерес к Кватро проявляли в то время и на лейбле Elektra: его представители якобы предложили Сьюзи сделать из неё вторую Дженис Джоплин. Но Мики Мост предложил ей больше — сделать из неё первую и единственную Сьюзи Кватро. Такое предложение ей пришлось по душе.

Первый сингл — песня "Rolling Stone", написанная самой Кватро, — оказался провальным: попасть в хит-парады ему каким-то чудом удалось только в Португалии. После этой неудачи Мост решил больше не рисковать и нанял для своей подопечной профессиональный авторский тандем Николаса Чинна и Майкла Чепмена. Они и сочинили для Сьюзи её первый хит бессмысленную, но весёлую песенку "Can the Сап", которая в 73 году пробилась в хит-парады и сделала Кватро знаменитой — по крайней мере в Великобритании, став первым за пять лет хитом номер один в женском исполнении. Тем временем, на концертном поприще Сьюзи тоже преуспела: за год до выхода хит-сингла она с новой группой, в которую вошёл её соавтор и будущий муж — гитарист Лен Таки — съездила в тур со Slade и Thin Lizzy.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 1,069 сек. | 8.67 МБ