Смешанный техники в офорте.

В изобразительном искусстве существует множество самостоятельных техник: живопись темперой и маслом, фреска, акварель, гуашь, рисунок, ксилография продольная и торцовая, гравюра на фанере, картоне и линолеуме, а также офорт во всем многообразии его техник: травленый штрих, акватинта, лавис, сухая игла, меццо-тинто, резерваж, открытое травление, резцовая гравюра, мягкий лак, прямой перевод. Но обязательно приходит такое время, когда художнику всего этого разнообразия становится мало и он начинает комбинировать известные техники в разных сочетаниях. Иногда это приводило к блестящим творческим достижениям. Например, Аристарх Лентулов часто использовал в живописи аппликацию (золотая и серебряная фольга, ткани и т.д.), Анри Матисс в своих декупажах (аппликациях) вводил рисунок черной тушью и цветными карандашами, а также линогравюрные фрагменты. В художественном творчестве постепенно, на протяжении веков, складывались комбинации техник, которые с эстетической точки зрения были безупречны.

В этой статье мы рассмотрим смешанные техники в офорте. Офорт — гравюра на металле для глубокой печати -подразделяется на механические и химические методы гравирования. К механическим способам гравирования относят резцовую гравюру, сухую иглу и меццо-тинто (черную манеру). В этих техниках гравируют по металлу штихелями, офортной иглой или качалкой (инструментом для зернения металла). Эти инструменты, врезаясь в металл, оставляют в нем штрихи или точки. К химическим способам гравирования относят травленый штрих, акватинту, лавис, открытое травление, резерваж, мягкий лак и прямой перевод. Здесь используют для получения углубленного штриха или точки кислотоупорные лаки (офортный твердый и битумный), для акватинты и лависа канифольный порошок. По офортному лаку, равномерно раскатанному по доске, гравируют офортной иглой. Порошок канифоли наносят на доску или вручную, или в специальном канифольном шкафу. После нанесения на доску изображения ее травят химическими реактивами (азотной кислотой, медным купоросом, хлорным железом и т.д.) в зависимости от металла.

В офорте следует различать два вида комбинаций: смешение разнородных техник с офортом и смешение офортных техник друг с другом. Смешивая различные техники с офортом, художник создает цветной вариант офорта: раскрашивает черно-белый оттиск акварелью, применяет так называемый “раскат” или делает несколько цветных подкладок на продольных досках, линолеуме, фанере, картоне и т.д. Например, в XVIII столетии Никола Ле Сюер делал цветные гравюры на продольных досках в манере “кьяроскуро” (светотеневой). В качестве рисующего цвета он нередко использовал черно-белые офорты Кейлюса или Робера, добавляя к ним две-три подкладки на продольных досках. Подобные комбинации привносят в офорт новые качества цвета, недоступные классическому офорту цветному — в три доски. Однако следует помнить, что цвет впечатывается в офорт, а не наоборот, поскольку подкладки, напечатанные масляными или типографскими красками плохо принимают на себя офортные краски. Краски на подкладках используют прозрачные или полукроющие, для того чтобы офортный оттиск просвечивал через них.

Часто совмещают с черно-белым офортом так называемый “раскат”, который также применяют в линогравюре. Делается это так. Печатается черно-белый оттиск на листе бумаги с большими полями. При сходе верхнего вала офортного станка с доски останавливают продвижение талера вперед. Лист с оттиском поднимают и очерчивают карандашом по углам доску, лежащую на талере. Затем сняв доску с талера, тщательно смывают с нее офортную краску. После чего размещают на литографском камне или стекле два-три цвета масляной или типографской краски и валиком (желатиновым или кожаным) мягко раскатывают, соединяя цвета между собой. Краска, помещенная таким образом на валик, переносится с него на доску. Ее кладут на место, обозначенное карандашом на талере, накрывают оттиском и прокатывают. В итоге получается иллюминированный офорт. Здесь так же, как и в предыдущем варианте, применяют прозрачные и полу-кроющие краски.

Оба эти способа синтезируют два противоположных вида гравюры — глубокий (офорт) и высокий (продольная ксилография и металлография). Подкрашивание черно-белого офорта акварелью — самый легкий способ алюминирования оттиска. Если акварель будет сворачиваться на офортной краске, добавьте в акварель мыльной воды. Этот метод используют многие художники.Свои офорты иллюминировали Д.Митрохин, И.Нивинский, А.Кравченко, а также современные ныне работающие художники Н.Попов, В.Ильющенко, А.Смирнов и другие.

Теперь более внимательно приглядимся к частным офортным техникам, о которых вскользь упоминалось выше. Для удобства разделим их на группу техник, основанных на штрихе (травленый штрих, сухая игла, резцовая гравюра, рельефное открытое травление и резерваж), и на группу техник, основанных на пятне (акватинта, лавис, меццо-тинто и плоское открытое травление).

“Штриховая” группа офортных техник

Травленый штрих — выполняется офортной иглой по закатанной твердым лаком доске, напоминает рисунок пером на бумаге. Является основной формообразующей техникой офорта.

Сухая игла — на полированной доске офортной иглой под углом 35-45 градусов процарапываются штрихи, по краям которых образуются “барбы” (мелкие завитки металла, поднятые иглой из углубления штриха). При набивке в них скапливается значительное количество краски, поэтому штрихи эти получаются толстыми и бархатистыми. В сочетании с белым фоном такие штрихи очень эффектны.

Резцовая гравюра — по полированной доске штихелями гравируются штрихи, на конце которых образуются “барбы” (их снимают специальным инструментом). Затем доска забивается краской и печатается как обычный офорт. Техника производит впечатление некоторой сухости и “чертежности”.

Рельефное открытое травление — на любом металле нужное пятно выкрывают лаком и травят в концентрированной кислоте. Полученный рельеф дает четкий ореол по контуру пятна. Эта техника дает возможность “поднять” яркость белого внутри ореола.

Резерваж — тушь смешивается с сахаром. На слегка затравленной доске (чтобы не скользило перо или кисть и не скатывался раствор) этой смесью рисуют изображение. Затем рисунок заливают жидким битумным лаком и просушивают, после чего доску помещают в кювету с теплой водой. В воде тушь с сахаром растворяется и обнажает штрихи рисунка. Далее доска травится в кислоте, как обычный офорт. Техника, также как и травленый штрих, напоминает рисунок пером.

“Пятновая” группа офортных техник

Акватинта — травление доски через слой канифоли с последующим выбыванием лаком тональных плоскостей, дает эффект мягкого развития тонов. Однако при использовании крупной канифоли появляется некоторая “ват-ность” фактуры акватинты.

Лавис — травление доски, покрытой канифолью, при помощи кисти чистой кислотой. Напоминает акварельную отмывку.

Меццо-тинто — зернение доски при помощи “качалки” (специального инструмента) с последующей полировкой градаций тонов от темного к светлому. Отличается чрезвычайной глубиной и мягкостью черного.

Плоское открытое травление — выполняется на стали и железе, не требует присыпки канифоли. Последовательно выкрываются тональные пятна и травятся в кислоте. Напоминает тончайшую акватинту, поскольку зерна почти не видно.

Я не рассказываю здесь о техниках “мягкий лак” и “прямой перевод”, поскольку они принципиально репродукционные и эффект в них зависит исключительно от качества переводимого рисунка.

Рассмотрев офортные техники, можно сделать вывод, что при всей их привлекательности они довольно ограничены в своих эффектах. Для того чтобы преодолеть эту ограниченность, художники и стали комбинировать в различных сочетаниях офортные техники. Пионером в этом деле был, видимо, великий Рембрандт ван Рейн. Во многих его офортах травленый штрих смешивается с сухой иглой. Новация мастера была слишком смела, и офортисты следующих поколений широко ее не использовали. В конце XVIII века комбинацией акватинты и травленого штриха часто пользовался Франсиско Гойя.

Художники XX века в поисках новых выразительных средств возобновили практику смешения частных техник, именно в это время появился термин “смешанная техника” в офорте. В 20-х годах много и разнообразно комбинировали в офортных техниках выдающиеся русские графики Игнатий Нивинский и Алексей Кравченко.

Сегодня, на рубеже веков, смешанные техники в офорте явно лидируют по количеству выполненных в них работ. Однако должен заметить, что выдающиеся творческие результаты зависят, в первую очередь, от художественного замысла, а потом уж и от умения выполнить его в той или иной технике. Поэтому прежде, чем приступить к синтезу открытых техник друг с другом, а также вводить в офорт другие техники, начинающему офортисту необходимо хорошо освоить всевозможные “чистые” техники. Первые опыты в офорте вообще и в смешанных техниках в частности необходимо делать под руководством опытного наставника в специальном, хорошо проветриваемом помещении, соблюдая осторожность в работе с кислотой и острыми офортными инструментами.

В 20-е годы В.А.Фаворский, будучи профессором ВХУТЕМАСа, написал интересную работу по теории композиции, в которой упоминаются так называемые “пары-антиподы”, одна из них -“линия-пятно”. В подобных сочетаниях-противоречиях явно присутствует философский постулат — “единство и борьба противоположностей” (вспомните китайскую философскую концепцию “Ян-инь”, где “ян” символизирует мужское начало, а “инь” — женское, “ян” — небо, а “инь” — землю” и т.д.).

Рассматривая через призму понятия “линия-пятно” офортные техники, мы можем так же выстроить пары-антиподы. Например, лавису с его мягкими пятнами для создания напряжения в работе очень подойдет “грубая” сухая игла с ее толстыми и бархатистыми энергичными штрихами, а к плоскому открытому травлению — травленый штрих и т.д. Подобный прием сопоставления штриховой и пятновой групп “чистых” техник как бы сглаживает недостатки отдельных техник и активизирует, благодаря контрасту, их положительные свойства, создавая новую художественную общность.

Современные художники-офортисты редко ограничиваются только парами-антиподами и используют всю палитру офортных техник в самых замысловатых сочетаниях. Часто желание разнообразить фактуры офорта приводит к перегрузке листа, затрудняет восприятие художественной идеи. На мой взгляд при подборе сочетаний частных техник художник должен стремиться к логике и простоте. Примером эстетической точности сочетания многих офортных техник в одной работе можно считать листы графика Сергея Заровного. Обычно художник разрабатывает смешанную технику под конкретный художественный замысел и в следующей работе использует другую комбинацию. Иногда тот или иной вариант смешанной техники является “визитной карточкой” офортиста и присутствует в творчестве художника всю жизнь.

Из всего сказанного ясно, сколь сложна и многозначна проблема понимания и применения на практике синтеза различных техник в изобразительном искусстве. Каждый художник ищет свой путь в этом лабиринте. И пусть ему нитью Ариадны служит здравый смысл и тонкий художественный вкус.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,769 сек. | 8.74 МБ