Ставший легендой

Иван Харламович Михайличенко

«.Водил группы в составе 6-18 самолетов Ил-2 на выполнение сложных и ответственных боевых заданий командования, каждый раз, несмотря на интенсивное противодействие истребителей противника, неоднократно попадая в сложные метеорологические условия, при условиях низкой облачности (100 — 200 метров), плохой видимости (800 — 1000 метров) пробивался к заданной цели, отлично выполнял боевые задания, наносил врагу мощные штурмовые удары и без потерь каждый раз возвращался на свой аэродром. Все задания выполнял по заданным целям и без единой потери ориентировки».

Это выдержка из документа военной поры под названием «Краткое конкретное изложение личного боевого подвига гвардии старшего лейтенанта И.Х. Михайличенко». Документ был подписан 20 апреля 1944 года командиром 141-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майором А.П. Компанийцем.

К моменту подписания документа И.Х. Михайличенко был уже опытным летчиком-штурмовиком. Свой же первый вылет на боевое задание он совершил 5 июля 1943 г. Эта дата знаменует начало грандиозной Курской битвы, которая развернулась не только на земле, но и в воздухе. В составе 667-го штурмового авиационного полка 292-й штурмовой авиадивизии 5-й воздушной армии младший лейтенант И.Х. Михайличенко на своем Ил-2 атаковал наземного противника. От разрывов бомб с земли в знойное июльское небо поднялись клубы дыма и пыли. В такой обстановке Иван Харлампович потерял своего ведущего. Оставшись один, пристроился к одному из самолетов. Однако, взглянув на компас, с ужасом обнаружил, что летит на запад, то есть пристроился к вражескому самолету. Быстро развернувшись, снизился до бреющего полета. По вспышкам разрывов определил линию фронта и сел на первый же замеченный с воздуха аэродром. В свой полк вернулся только на другой день. Ожидал разноса за оплошность, но, понимая состояние молодого летчика, его не винили. Но в последующем не оставили без внимания ни одной ошибки, подсказывая, удерживая от опрометчивых поступков, обучая меткому поражению цели. И результаты не заставили себя долго ждать. От полета к полету Михайличенко совершенствовал свое летное и тактическое мастерство.

Отличная техника пилотирования, молниеносная реакция, умение, как говорили, стрелять навскидку, не раз выручали И.Х. Михайличенко в бою. Так, 4 августа 1943 г. 17 самолетов Ил-2 под командованием капитана Г.Т. Красоты вылетели на штурмовку войск противника, двигавшихся по дорогам Болховец — Белгород и Красная Поляна — Белгород. В районе цели советские штурмовики были атакованы пятью истребителями противника Ме-109. Несмотря на атаки истребителей и интенсивный огонь зенитной артиллерии противника, старший летчик И.Х. Михайличенко уничтожил две автомашины с грузом и расстрелял до 20 солдат и офицеров.

Вскоре И.Х. Михайличенко доверили водить в бой группы экипажей. Товарищи по полку шутили:

— Иван в рубашке родился. Что ни полет — ни одной пробоины.

Видать, сглазили. 18 августа 1943 года группа из 18 самолетов Ил-2 атаковала противника в районе Ржа-вец, Бабаи, Яковлевка. Здесь на них набросились 30 истребителей ФВ-190 и Ме-109. Первым под удар попал самолет И.Х. Михайличенко, замыкавший шестерку штурмовиков. На помощь подоспели товарищи, отразившие вражеские атаки. Однако вскоре вражеский Ме-109 сумел поразить машину Ивана Харламповича, пробив плоскость и лонжероны. Но на этом истребитель противника не успокоился. Он выскочил впереди снизу слева, делая левый разворот для повторного захода. Михайличенко, вовремя заметив маневр врага, резко развернулся влево с небольшим принижением и с дистанции 5070 метров атаковал Ме-109, который загорелся и врезался в землю. После этого Иван Харлампович снова вступил в бой и отразил несколько атак противника.

И.Х. Михайличенко приходилось выполнять различные боевые задачи: водить группы на штурмовку аэродромов и скопление боевой техники врага, летать на разведку в самых сложных условиях погоды, «охотиться» в глубоком тылу противника, «утюжить» передний край перед наступлением наших наземных войск. И всегда он успешно выполнял боевые задания. Особенно Иван Харлампович любил полеты на малой высоте. Однажды ему поручили во главе шестерки штурмовиков нанести удар по скоплению вражеской конницы. Умение вести грозный штурмовик почти у самой земли пригодилось отважному летчику. Разгрому противника способствовали не только точное попадание снарядов, бомб и пуль, но и рев моторов, сам вид штурмовика, несущегося на бреющем полете. Через полгода после прибытия на фронт в боевой характеристике Ивана Михайличенко было отмечено: «Отличный разведчик, в боях решителен, проявляет мужество, отвагу и героизм. Из боя каждый раз выходит победителем».

Успешные действия И.Х. Михайличенко были по достоинству оценены командованием. О его удачливости ходили легенды, да и само имя — Иван Михайличенко — вскоре стало легендарным. В наградном листе, подписанном 12 января 1944 года подполковником К.Д. Рымшиным, говорилось: «Тов. Михайличенко за период пребывания на фронте Отечественной войны произвел 87 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2. За отличное выполнение 20 боевых вылетов награжден орденом «Отечественная война» I степени и за 23 успешных боевых вылета орденом «Красная Звезда». После второй правительственной награды произвел 44 успешных боевых вылета. За период боевой работы уничтожил: 112 машин с пехотой и грузом, 27 танков, 8 зенитных и артиллерийских батарей, 6 ДЗОТов, 11 ж. д. вагонов, взорвал 1 крупный склад с боеприпасами, 2 склада с горючим и расстрелял до 500 солдат и офицеров. Участвовал в 22 воздушных боях с истребителями противника. Сбил 1 истребитель Ме-109 лично и 5 истребителей противника в групповом бою, уничтожил на земле 1 Ю-87… Летает в любых метеоусловиях…

За отличное выполнение 87 боевых вылетов на самолете Ил-2, сбитый Ме-109 лично и 5 истребителей противника в групповом бою, уничтоженные на земле Ю-87, отличные штурмовки на Белгородском, Харьковском, Красноградском, Полтавском, Кировоградском направлениях, проявленные при этом мужество и героизм достоин высшей правительственной награды — присвоения звания «Герой Советского Союза».

1 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР лейтенанту И.Х. Михайличенко было присвоено звание «Герой Советского Союза». К этому времени 667-й штурмовой авиаполк уже именовался 141-м гвардейским. Он в составе 9-й гвардейской штурмовой авиадивизии 2-й воздушной армии принимал участие в Львовско-Сандомирской операции, проведенной с 13 июля по 29 августа 1944 года. Сошлемся только на воспоминания маршала авиации С.А. Красовского, бывшего командующего этой армией. «Мастера штурмовых атак В.И. Андрианов, Т.Я. Бегельдинов, С.Е. Володин, Г.У. Чернецов, ИХ Михайличенко и М.П. Одинцов, — писал он, — по три-четыре раза в день водили группы «илов» и громили врага севернее и южнее Колтова. Танкисты горячо благодарили летчиков за помощь». Действительно, командующий 3-й гвардейской танковой армией генерал П.С. Рыбалко отмечал в те дни: «Штурмовики-гвардейцы 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса за период взаимодействия с войсками 3-й гвардейской танковой армии на поле боя работали отлично».

Осенью 1944 года старший лейтенант И.Х. Михайличенко возглавил эскадрилью. К своим, ставшим уже легендарными качествам, «всепогодности» и удачливости, он добавил еще одно: одним из первых в полку начал летать на боевые задания ночью. И не просто летать, но и применять новые тактические приемы. Вначале эскадрилья осуществляла полеты на пятиминутном временном интервале на высоте 600-800 метров. Но враг быстро приспособился к такой тактике. Едва прожектор схватывал лучом штурмовик, зенитные орудия открывали довольно точный огонь. И.Х. Михайличенко, стремясь избежать потерь, предложил уменьшить временной интервал между самолетами и вылетать только парой. Это позволяло ведомому поражать прожектор, когда в его луч попадал самолет ведущего. В результате боевые потери уменьшились, а эффективность ночных бомбардировок существенно возросла.

В ходе Берлинской стратегической наступательной операции И.Х. Михайличенко была поставлена задача нанести удар по группировке противника, расположившейся в одном из берлинских парков. Объект был надежно прикрыт зенитной артиллерией. Михайличенко, получив об этом сведения из штаба полка, выделил специальную группу для подавления зенитных средств. Затем провел совещание экипажей штурмовиков с летчиками-истребителями прикрытия, на котором детально отрабатывались порядок и направления захода на цель. После выхода в заданный район техника врага не была обнаружена. Внизу, рядом с парком, стояли только несколько домов и два больших сарая. Командир эскадрильи Михайличенко развернул самолет и ударил из пушек по одному из сараев. И тут ожили зенитки противника, а из сараев выползли танки и помчались в сторону парка. Однако штурмовики сумели подавить зенитную артиллерию и нанести значительный урон танковой группе врага. За успешное выполнение боевой задачи Иван Харлампович был награжден орденом Александра Невского. А 27 июня 1945 года на груди легендарного летчика засияла вторая медаль «Золотая Звезда».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,632 сек. | 8.63 МБ