Таким должен быть каждый!

Словом, не игра, а конфетка. Игра — от и до. Ни тени сомнений. Ни полслова претензий. Хотя, пожалуй, в том виде, где ни тени и ни полслова, на многих машинах будет подтормаживать. Но, право же, это должно и нужно простить…

Он висит над свежей пашней

Разумеется, неопознанный летающий. И все талдычат: пришельцы, пришельцы, мол, надо бы освободить родную планету. Надо бы. Но судя по игре эти чужие освоились почище аборигенов. Типичная миссия: спасти трех заложников, разгромив пару десятков транспортов, охраняемых десятком танков, поддерживаемых полудюжиной вертолетов и таким же количеством сторожевых башен. Враг солидно окопался. Но нам от этого только приятней. Как ни крути, а стрельба — на клавише "Ctrl".

Когда попадаешь в подземелье, понимаешь, что окопались злыдни почище, чем… Но это не важно. Как не важно и то, почему, когда, зачем окопались, кто виноват и с какой стати вы один такой мужественный, а напарника дают на одну миссию из двадцати, боеприпасов вовремя не подвозят, Москве 850 лет, зарплату не платят, и где найти того, кто говорил, что будет легко, чтобы дать по морде и восстановить справедливость.

Потому что все это сказочки. Сказки пусть бабушки рассказывают. Я же перейду к существу проблемы.

Вертолет…

Штурмовой вертолет — страшная сила. Особенно, если не размениваться на симуляторы, а оставить все так, чтобы играть было веселее, и на эффекты не размениваться, опасность столкновения с елками не преувеличивать, жизнь восстанавливать в процессе боя, — тогда можно без посадки и заботе о топливе (нет в игре такой заботы) пройти на счет "раз" полтора десятка миссий и ухлопать полторы сотни врагов.

Почувствовать моральное (а может, и аморальное) удовлетворение во всей его красе. Но это от стрельбы. Собственно вертолет хорош только тем, что летает. Причем ударить по ручке газа вам не дадут. Желающие разогнаться должны самым пошлым образом лететь вперед, это их единственный шанс. Зато уплачена дань суровым законам жанра: вертолет способен к стрейфу, и комментарии, я полагаю, излишни.

Но нас интересуют не столько летные свойства агрегата (уж больно все просто), а боевые. Пожалуйста. Ракеты самонаводящиеся. Один основной вид (боекомплект — до семи штук) — и жуткие повреждения, фейерверки, смерть чужой боевой техники в довольно внушительном радиусе окрест стержневой цели гарантированы. Боекомплект ограничен в принципе, и в связи с острой дефицитностью товара затариться под завязку почти невозможно.

Бомба, не атомная — но smart. Крута до невероятия… Даже не бомба, а внушительных размеров кассета одновременно запускаемых самонаводящихся ракет. "Внушительных размеров кассета" — это не меньше двадцати штук, что гарантированно выжигает врага от Москвы до самых до окраин на горизонте. Встречается сия вещь очень редко, но как же помогает в тяжелую годину!..

"Пушка по умолчанию" — штука хилая и неясная — в реальных условиях не применяется и обсуждению не подлежит. "Пушка покруче" стреляет очень красиво и куда эффективней своей товарки, при наличии отмеченной цели в определенных пределах корректирует огонь (очень действенно). Дальность стрельбы невеликая, что делает ее почти идеальным оружием ближнего и среднего боя. "Пушка лазерная" отличается дальнобойностью, большей кучностью стрельбы, большей убойной силой, но меньшей скорострельностью и отсутствием средств самонаведения. Есть и еще одна пушчонка, патроны для которой в большом дефиците, но зато… Пусть это будет приятным сюрпризом.

По сути наш вертокрылый друг является летающим танком. К взрывам и столкновениям он, конечно, чувствителен, но деревья (далее в тексте — "елки") валит безмятежно, в дома врезается без особых видимых… Практичная получилась машина. Зовут Sioux АН-23.

…и танк

И имя его — Т1. Звучит почти как "кирпич", но разве не в этом сермяжная танковая суть? Выглядит весьма забавно: приемистый тяжелый танк, ощетинившийся пушками и ракетами, прилепленными непосредственно к корпусу. Некий идеализм такой конструкции оправдывается изяществом пуска ракеты, в результате чего танк не уступает вертолету по красоте данного военно-полевого эффекта при включенной внешней камере. Как это принято у танков, Т1 не летает. Но зато, как это принято в нашем жанре, легко… стрейфится. Что ж, бывает. Не симулятор, поди. И мы

— явно не графья. Тем более что движется это чудо техники довольно медленно, а уж в горку -просто еле-еле. Но танк. С бронею уральской ковки, чья толщина вызывает искреннюю симпатию.

Самое трогательное: все оружие танка позаимствовано у вертолета. Отличия лишь визуальные (те же лучи — из другого места), остальное — копия.

Жизнь и битва

Если в случае с плохой игрой сказать особо нечего, и текст срастается в неподеленную на абзацы ругань, то здесь язык жаждет раздвоиться и теряется с собственных хитросплетениях, так что змеи со своими проблемами отдыхают. Кроме отличнейшей (см. ниже) графики Extreme Assault выделяется еше и очень пристойной играбельно-стью.

Впрочем, "пристойная"

— не то слово. Отменно построенный игровой мир. Вылизанный и отшлифованный. Все можно испортить. На стенах пещеры остаются следы от выстрелов. Елки вспыхивают, как спички. От пасторальной деревеньки, оказавшейся с центре боевых действий, остаются вполне натуральные прокопченные руины с выгоревшими окнами… На врагов посмотреть приятно. Во-первых, в них достаточное количество плоскостей. А как горят! Как взрываются!

С удовольствием отмечаю и их интеллект. Времена "тупого AI", видимо, ушли безвозвратно. Ребята отягощены собственными задачами (в большинстве случаев они куда-то едут или кого-то охраняют), у них нет привычки ломиться напролом. Не желая помирать даром, они маневрируют, учитывают особенности местности, норовят зайти с тыла и вломить коллективно.

Жанр ЕА — именно то, что должно быть зафиксировано где-то в колонтитуле: ActionArcade. Активная, жизнеутверждающая стрельба, отягощенная собиранием бонусов и поиском секретов (идея пострелять по церковным курантам просто так в голову не приходит), но не мыслями о дозаправке, подборе боеприпасов, настройке чего бы то ни было, тем более закупке этого чего-то. Взорвал танк — получил патроны.

Но стоит оборвать бессмысленное перечисление и переключиться на пение военных песен. Мир, имеющий место в Extreme Assault, реалистичен, несмотря на все недостатки этого специфического для игра писательского дела слова. Я смотрю в окошко и сравниваю. Пожалуй,то, что я вижу, несколько более реально, точное соответствие между окном и ЕА существует лишь в области вышек электропередачи (они очень похожи на те, что наблюдаются в игре), реалистичность ЕА ценнее, чем реальность вида из окна. У меня нет возможности разгромить ЛЭП, лес, бетонные блоки, стойку, дорогу и проезжающий по ней гнусный автотранспорт, загаживающий родную деревню.

В творении же Blue Byte — не менее целостная картина, причем полностью доступная вашим пушкам и вашей несдержанности. Еще раз спасибо за графику, но и дизайнеры потрудились. Не так уж просто объяснить, чем навороты Sand Warriors хуже картинок ЕА… Тщательность, вкус, разнообразие, чей-то талант. Полезные, вообще говоря, вещи…

Кульминация военных песен

1997 год складывается из двух потоков игр. Большой поток состоит из игр, создатели которых пытаются из подручных материалов склепать что-то в 640×480 с неким набором эффектов. Получается нечто навивающее пессимизм и подрывающее веру в будущее. Небольшой ручеек игр содержит новые оригинальные engine’ы и просто диктует стандарты. Глядя на них, гордо думаешь: ведь можно, если умеючи… Таким должен быть каждый.

Пока не поддерживающая 3Dfx графика выглядит на уровне многих сверхЗD-творений. О ней нечего сказать, она попросту идеальна. Дело не в тумане, моделях освещения, правильности ЗD-примитивов и перспективы или отсутствии спрайтов. При этом потрясающе сделаны взрывы, дым и огонь. Они построены на каких-то навороченных эффектах и воспринимаются действительно трехмерными. Нет, я не способен придумать, чего этой графике не хватает. Извечно гноящаяся рана текстур, конечно, заслуживает некоторого лечения, но то, что мы наблюдаем в Extreme Assault, гораздо лучше, чем у многих и многих.

Красота, бесспорно, потребовала определенных жертв. Возможно, утверждение, что на Pentium 200ММХ в DOS-сессии Windows 95 демонстрирует бешеное быстродействие, покажется кому-то оскорбительным пижонством. Каждый может выверить скорость по себе, потому что многое можно отключить; кроме того, имеющаяся у нас версия игры БЕЗ поддержки ЗD-ускорителей демонстрирует быстродействие в пару раз большее, чем демо-версия. Пресловутый ММХ заметно облагораживает сложные эффекты освещения, тумана и пр. украшений, но не критичен.

Так или иначе, но я пять номеров подряд играю на одном и том же компьютере, и совершенно объективно утверждаю, что в максимальных установках жалкий Shadow Warrior существенно больший тормоз, нежели Extreme Assault с его идеально четкой графикой в 16-битном цвете, без намека на пикселизацию или любую другую кривость.

Привет концептуалистам

Назрело: я начинаю ратовать за введение в нашем издании штампика "Так Nado!" в дополнение к плашке "Наш выбор". Если бы это было сделано с начала года, то ЕА стал бы третьей игрой, получившей сие в данном разделе. Максимум — четвертой.

Но это лирика. Есть опыт: навороченные брифинги раздражают. Видео делает загрузку уровня унизительной, медленной… Чем больше внимания уделено видео, тем сомнительней игра (почти всегда). Из этого предисловия понятно, что чистого видео в ЕА не сыщешь. Но есть подробные брифинги, демонстрирующие, с кем предстоит сражаться, кого спасать. Межуровневые вставки — полет от точки А к точке Б. Все это сделано непосредственно на engine’e. Причем не абы как. Эффект включаемого монитора, помехи, движения камеры… Вкус и точность, болтовня в колонках дублируется текстом на экране.

В результате, вместо забивания CD трудами 3D Studio, получены стильные и полезные брифинги, а каждая новая миссия грузится без одной секунды мгновенно. Завидуйте!

Как обычно, жертвой концептуализма стала возможность сохранять игру. Для каждого пилота запоминается его текущее состояние (с точностью до миссии), и можно загрузить одну из предыдущих миссий. Любители "убить — засейвиться

— опять стрельнуть" могут отдыхать. Такова жизнь.

Все на своих местах. Extreme — цельная глыба. Я, например, забыл сказать о поддержке разных вариантов сетевой игры — до восьми играющих, со специальными картами для таких баталий. Но потеря эта невелика: половина рецензии могла бы состоять из фразы о том, что в игре не упущена ни одна деталь. И это было бы чистой правдой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 1,154 сек. | 8.75 МБ