Фуэте

Авторы сценария БОРИС ЕРМОЛАЕВ, САВВА КУЛИШ режиссеры — ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ, БОРИС ЕРМОЛАЕВ оператор — ВАЛЕРИИ МИРОНОВ художники — МИХАИЛ ЩЕГЛОВ, ЕЛИЗАВЕТА УРЛИНА балетмейстер — ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ в фильме использована музыка И. С. БАХА, В. А. МОЦАРТА. П. И. ЧАЙКОВСКОГО, а также композиции О. КАРАВАИЧУКА, А. БОЛЬЧЕВА стихи ВАЛЕНТИНА ГАФТА звукооператор — ГАРРИ БЕЛЕНЬКИЙ

Роли исполняют:

Князева — ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА

Новиков — ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ Ксана — НАТАЛИЯ БОЛЬШАКОВА педагог-репетитор — АНГЕЛИНА КАБАРОВА поэт — ВАЛЕНТИН ГАФТ Голубева — ЕЛЕНА ДМИТРИЕВА Климов — КОНСТАНТИН ЗАКЛИНСКИИ подруга — АЛЛА ОСИПЕНКО Крошка — ОЛЬГА САМОШИНА Князев — АРИСТАРХ ЛИВАНОВ

В ролях:

«ЛЕНФИЛЬМ», 1986 г.

Цветной. 10 частей, 2736 м. Р/у

№ 1102586

16.4/9.2

Это фильм о трудном, переломном моменте в жизни талантливой балерины с участием народных артистов СССР ЕКАТЕРИНЫ МАКСИМОВОЙ и ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВА. Знаменитые солисты балета выступают здесь как драматические актеры, а Владимир Васильев еще и как сорежиссер ленты и ее балетмейстер.

…По темному коридору театральных кулис стремительно движется женская фигура и, как бывает только во сне, попадает в нереальное ослепительно-белое пространство, заполненное странными фигурами — ожившими театральными масками. Перед этим фантастическим жюри предстает маленькая девочка. Она старательно выполняет балетные па, но под взглядами странных людей сбивается, в ее испуганных глазах слезы.

Звон будильника прерывает фантастический ночной сон.

Утро в квартире солистки балета Елены Князевой. Привычные, ежедневно повторяемые движения: размотать забинтованные с вечера натруженные пальцы ног, вставая тронуть, как амулет, фотографию девочки в балетной пачке, девочки из сна; медленные упражнения разминки, утренний душ, и снова разминка. А затем — театр, репетиция «Лебединого озера»: идет подготовка к юбилейному трехсотому спектаклю.

Неожиданно сон получает свое продолжение в жизни. Самое трудное в партии Одетты-Одиллии, фуэте — не получаются, несмотря на многочисленные мучительные попытки.

И все-таки, собравшись, в юбилейном спектакле Князева одерживает победу- Но. находящейся на вершине славы и в расцвете таланта, в этот вечер ей предстояло почувствовать себя самой несчастной женщиной на свете… Уже несколько лет Князева и балетмейстер Новиков мечтали о постановке балета по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И именно сегодня Новиков неожиданно говорит Елене, что ей не осилить главную партию. С его точки зрения, годы упорного, изнурительного труда сделали из нее превосходную балерину, владеющую безукоризненной, виртуозной техникой, но в то же время она утратила эмоциональность, способность чувствовать. И вряд ли ей удастся станцевать женщину, охваченную любовью.

Для Князевой эта новость равносильна крушению мира. В ее сознании уже возникали видения нового балета, уже жили сцены с Мастером, Воландом, Азазелло… Вся ее жизнь была подчинена неистовой, самозабвенной любви к балету, без которого она не мыслила своего существования. Слова Новикова заставляют ее приостановить стремительный, непрекращающийся бег к высотам профессии, высотам искусства, задуматься о том, продолжать ли восхождение, которое день ото дня становится все труднее, или дать дорогу молодым. Уйти искусства, когда ты в полном расцвете сил, когда кажется, что легче расстаться с жизнью, — подобное решение требует мужества. И Князева находит его в себе. Она начинает репетировать с юной Олей Голубевой. которая будет танцевать Маргариту. Елена стремится передать ей свое мастерство, понимание этого дорогого для нее образа. Но у девочки ничего не получается, она поверхностна и равнодушна. Это начинает понимать и балетмейстер. И тогда он принимает решение — партию Маргариты отдать Князевой. Но не сразу балерина сможет вернуться к своей мечте. Будут и неуверенность в своих силах, и сомнения.

Наступает день премьеры. И снова проход по театральному коридору со-листки балета Князевой, но как разительно отличается он от того, первого прохода в начале фильма. Она вся светится радостью после пережитого и словно впервые понимает, какое это счастье — служить трудному и прекрасному искусству балета.

Режиссер фильма БОРИС ЕРМОЛАЕВ поставил фильмы «Поворот» (автор сценария совместно с Л. Казаринским), «Слушайте, на той стороне» (совместно с Б. Бумху, с ним же соавтор сценария), «Мой дом — театр».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Главное, на что следует обратить внимание работникам информационно-рекламных служб при работе с фильмом, это его адрес. По словам Владимира Васильева, он стремился к тому, чтобы фильм был понятен всем: «Мне бы хотелось увидеть его во всех кинотеатрах. Он — не подарок балетоманам, избранным, нет, он — для всех…»

Таким образом, работа с этой картиной должна быть направлена в два адреса. Во-первых, поклонникам искусства балета, во-вторых — широкому зрительскому кругу. И если с первой категорией зрителей работать будет просто — их привлекут имена создателей — выдающихся советских мастеров балета, народных артистов СССР Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, а также тема ленты, некоторая автобиографичность сюжетной основы и т. д., то обращение ко второй категории зрителей потребует большой подготовительной работы. В крупных городах, где есть театры оперы и балета, это сделать проще — к рекламе можно привлечь специалистов (это могут быть музыкальные критики, журналисты, преподаватели балетных училищ, солисты балета). А там, где зрители знакомы с современным балетом больше по телевизионным программам, необходимо использовать популярность телефильмов «Галатея», «Старое танго», «Анюта», «Жиголо и Жиголетта».

Фильм рекомендуется для включения в программы киноклубов и кинолекториев. Он может войти в репертуар кинотеатров, работающих по клубной программе, а также жанровых кинолекториев. Прокат может быть осуществлен по «театральному принципу» (заключающемуся в том, что фильм в течение нескольких месяцев демонстрируется на одном и том же сеансе).

В больших городах рекомендуется премьерные показы проводить в одном-двух крупных кинотеатрах с широкой рекламой в прессе, на радио и телевидении.

Для предварительной рекламы можно использовать интервью с Е. Максимовой и В. Васильевым «Балет — наша любовь», опубликованное в газете «Советская культура» от 4 января 1986 года.

РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ: для кинопанорамы и телевизионной передачи — ч. 1.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,715 сек. | 8.73 МБ