«Хочется петь и летать».

Свою первую песню Земфира, дочка уфимского учителя истории Талгата Рамазанова и доктора Флориды, написала в пятилетнем возрасте. Песенка была не про белочек и зайчиков, а про то, как классно группа Black Sabbath исполняет композицию «Параноид».

К тяжелому року Земфиру приобщил любимый старший брат Рамиль. К музыке — мама и папа, отдавшие ее в музыкальную школу. Верность року Земфира сохранила навсегда. В четырнадцать лет она взяла гитару и начала петь рок-баллады на улице, возле Центрального рынка, неподалеку от Уфимской мэрии. Девочка носила крестик, рваные джинсы, подбривала виски станком и услаждала слух прохожих песнями из репертуара «Наутилуса», «Кино», Джорджа Майкла и Фредди Меркьюри. Папа Земфиры узнал от знакомых, что его дочка поет у базара, пошел, послушал ее и сказал: «Неплохо. Но чтобы школе твоя музыка не мешала!» Поскольку Земфира делала на отлично все, чем занималась, родители ей ничего не запрещали. Ее пение нравилось публике. И она зарабатывала за месяц не меньше, чем мама и папа.

В чем причина успеха. Многие в подростковом возрасте бунтуют против правил и отстаивают свое право заниматься тем, что важно для них. Земфира не стала исключением. Но она бунтовала в главном для себя и играла по правилам во всем остальном. Уличное пение выносило ее за рамки общепринятого, но при этом она продолжала отлично учиться и посещать три школы — общеобразовательную, музыкальную и спортивную. Она занималась баскетболом и была при росте 171 см капитаном молодежной сборной республики благодаря своей воле к победе. Родители и учителя Земфиры не имели никаких оснований ее осуждать. А пела она так хорошо, что милиционеры первым делом разгоняли бродяг, распевавших у базара блатной шансон, а потом стояли и слушали песни странноватой девочки с прекрасным голосом и великолепным репертуаром.

Вывод для нас Если ты решила предпринять что-то экстраординарное, не забудь качественно выполнять обычное, не плюй на свои банальные обязательства, и тогда близкие и все прочие отнесутся к тебе с пониманием и без обид. Не стоит идти против всех всегда и во всем -люди от тебя отвернутся.

УРОК ВТОРОЙ СТРЕМИСЬ К ВЫСОКИМ ЦЕЛЯМ И ПЛЮНЬ НА «РЕАЛЬНЫЕ»

«Я в детстве была очень упрямым ребенком. Маме говорила: «Я лучше все-е-ех!Я не могу поставить кля-я-яксу!» И переписывала по сто раз».

В юности Земфира чуть не сломалась, и спасло ее не чудо, а крепкий организм. Она хотела быть первой во всем. Тренер по баскетболу предрекал ей блестящую спортивную карьеру и очень огорчился, когда она предпочла спорту музыку. И решила поступать -нет, не в московский и не в санкт-петербургский музыкальный вуз, а в заштатное Уфимское государственное училище искусств. С отличием его окончила. А взяли ее работать звукооператором на радио. День она проводила в студии, по вечерам пела в ресторанах, потому что на радио платили безбожно мало. В переполненном зале исполняла для публики хиты Шер и Наташи Королевой, в полупустом -для себя лично — играла и пела джаз. Однажды в ресторан заехал пообедать местный криминальный авторитет. Джаз ему не понравился, и он выстрелил в певицу из пистолета. Промахнулся. Земфира пожала плечами и сказала: «А попросить по-человечески, словами, спеть другое — не мог?»

Она утверждала, что выступать в ресторане — это не стыдно. А когда напивалась на корпоративных вечерах, то кричала, что станет знаменитой, лезла в драку с теми, кто над ней смеялся и сомневался в ее успехе. И взялась за тяжелые наркотики — в поисках новых ощущений и чтобы заглушить тоску.

В чем причина неудачи Таким амбициозным и целеустремленным людям, как Земфира, надо ставить перед собой максимально высокие цели, не поступать во второразрядные училища, а сразу штурмовать столицу. Земфире требовалось покорять вершины, ей было бы психологически куда легче грохнуться наземь при попытке достать звезду с неба, чем сорваться с кочки в болото и тонуть в нем. Ей очень повезло — она не запила горькую и не подсела на наркотики, так как ее организм не был склонен к зависимостям. И спустя несколько лет, вспоминая юность, Земфира иронизировала: «На моих похоронах, наверное, будут играть Lady In Red Криса де Бурга -песню, с которой я четыре года подряд начинала работу в клубе».

Вывод для нас. Часто нам советуют ставить перед собой «реальные» цели. Под этим подразумевается: снижай, дорогая, планку — а то не допрыгнешь и расстроишься. Но куда лучше было бы намечать цели максимально возможные: даже если не выйдет допрыгнуть до намеченного, все равно окажешься выше, чем была. И не так обидно — хоть попробовала.

Всем знаменитым женщинам — от Пугачевой до Мадонны — на первом этапе карьеры помогали мужчины.

И Земфире тоже хотелось проехаться на ком-то к славе — ну хоть чуть-чуть. Но не вышло.

Она влюбилась в саксофониста Влада Кочина, своего одноклассника, большеглазого и симпатичного. Он аккомпанировал ей в ресторанах и вместе с ней мечтал об успехе. Он хотел отправиться в Санкт-Петербург. Земфира рассчитывала, что они поедут туда вместе. И притом постоянно скандалила с ним из-за музыки, лезла в драку, орала до хрипоты и стояла на своем. А потом растерянно хлопала глазами, когда он уехал в Питер без нее — фактически сбежал. Она была удручена: ну дала ему пару раз в челюсть — но по-дружески же, а потом извинилась! Очень переживала. И выразила свое состояние много позже в строчках: «Блин, какой печальный момент! Ну как тут не спросить: «Где стакан?» Второй любовью Земфиры стал ее начальник на радио «Европа-плюс» Сергей Анацкий, годами постарше, нравом посильнее и поспокойнее, да к тому же еще и женатый. Земфира рассчитывала, что он оставит жену и уедет с ней в Москву, старалась быть с ним мягкой — насколько умела. Не получилось. Он остался при жене и в Уфе.

Тогда она привлекла к себе звукооператора Аркадия Мухтарова, парня талантливого и привязчивого. Он ей охотно отдался, так как не обладал ни изворотливостью Влада, ни твердым нравом Сергея. И никак не мог определить, кого ему любить: женщин или мужчин. Планировал записывать свой альбом, но уступил давлению Замфиры и записал альбом для нее. Согласился поехать с ней и ее рок-группой в Москву на одолженные ею деньги. Сгоряча Земфира решила, что выиграла джекпот: Мухтаров поддерживал ее и жалел, занимался ее сайтом. И в то же время много пил, страдал из-за того, что никто не обращает на него внимания, а на ругань реагировал слезами.

Потом Земфира про него споет: «Пьяный мачо лечит меня и плачет». Среди множества ипостасей Земфиры точно нет одной: нянька для обиженных. И она ушла от него в свободное плавание.

В чем причина неудачи. Сильные мужчины возле Земфиры не удерживались, слабых она презирала. В любви вела себя как на войне — атаковала и стремилась победить. А мужчине «женщина-война» ни к чему. Сильный начинает с нею сражаться, слабый спасается бегством. Если бы Земфира была мужиком, она бы периодически выясняла в драке, кто тут главный, и вне драк с ним дружила. А с женщиной мужчине вовсе не хочется постоянно конфликтовать за статус. Дома надо расслабляться, а не воевать.

Вывод для нас. Властная и жесткая женщина, которая стремится только к победе, не нужна ни сильному, ни слабому мужчине. Первого она бесит, второго — ломает. И если хочешь вести себя по-мужски, напористо, агрессивно и доминантно, будь готова к проблемам в личной жизни.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ ПРОДВИГАЙ СЕБЯ ПО-МУЖСКИ.

«Слово «нормальный» для меня из категории недостатков».

Когда Земфира попыталась вести себя по-женски, она потерпела поражение. Тогда она сделала ставку на мужской стиль поведения. Стала контролировать свою жизнь и поведение других людей. И в рок-среде ее приняли. Рок-музыканты — люди искренние и безбашенные, живут музыкой и вколачивают свое понимание мелодии и аранжировок друг в друга кулаками. С ними Земфира отлично справлялась. Пробивалась на московскую сцену она без помощи «всепроникающего секса», который знаменитой девушку не делает, но здорово облегчает для нее путь к славе. Собрала группу, установила в ней жесткую дисциплину, участвовала в фестивалях, раздавала журналистам свои демо-диски. Один из них привлек внимание продюсера «Мумий тролля» Бурлакова, и он предложил Земфире записать в Лондоне первый альбом. Альбом вышел в 1999 году, и Земфира сразу оказалась на вершине успеха. В 2000 году она уже была культовой певицей и записывала второй альбом.

В нем причина успеха Шоу-бизнес — это война. А сражаться Земфира умела.

И те черты ее личности, которые не позволяли ей быть счастливой с мужчинами в любви, отлично работали на ее пользу в карьере. Ребята из группы шли за ней как за вожаком и поддерживали ее как друга.

Вывод для нас Упорство и трудолюбие для любой карьеры важнее связей. Настоящий талант не обязательно подпирать блатом, знакомствами и взятками, он сам — как деньги. И как только тебе удастся его продемонстрировать, найдутся те, кто захочет на нем заработать.

УРОК ПЯТЫЙ. ТОТ, КТО ТЕБЕ ПОТАКАЕТ, ТОТ ТЕБЯ ГУБИТ.

«Разве это не ужасно, когда незнакомый человек подходит к тебе на очень близкое расстояние? С какой стати ? По мне, нужно каждый сантиметр близости завоевывать годами».

Не только мужчины приняли мужской стиль поведения Земфиры. К ней, отважной и прямолинейной, вереницей потянулись женщины, которых тянуло на сочетание силы, тонкой чувствительности и таланта.

И Земфира сблизилась со своим продюсером Настей Калманович. Говорят, что Настя из-за Земфиры бросила своего мужа — бизнесмена Шабтая фон Калмановича, и продала ему за миллион долларов право оставить у него общую дочку. А потом три года играла для певицы роль доброго ангела -была для нее и подругой, и личным психотерапевтом, и директором, и мамкой, и нянькой. А Земфира могла в любимую стаканом виски запустить, чтобы не возникала. Настя терпела, улыбалась, утверждала, что творческая личность имеет право на странности. Но потом от Земфиры ушла и теперь опять предпочитает мужчин — с ними намного спокойней.

Была у Земфиры связь с певицей Леной Перовой — хорошенькой, миленькой, пустенькой. Расстались без скандала. Наверное, надоели друг другу. Долгое время роль наперсницы для Земфиры играла ее телохранитель Анечка, человек надежный, преданный и без фокусов. Да только и с нею как-то одиноко было.

В чем причина неудачи. Настя Калманович, Лена, Аня — все они Земфире потакали, подстраивались под нее, мирились с ее характером, подпитывали своей покорностью ее недостатки и не давали никакой пищи для ее творчества и воображения. Не получая отпора, Земфира раздражалась, без пищи для ума — скучала, без духовной близости — тосковала.

Вывод для нас. С кем бы тебе ни пришло в голову строить стабильные отношения, у вас должны быть общие интересы и близкие ценности, одинаковые цели и разные характеры, чтобы было о чем говорить и спорить, к чему стремиться, и притом — удавалось бы не задевать друг друга слишком похожими острыми углами.

УРОК ШЕСТОЙ МУЗА -ЭТО ВЕЛИКАЯ СИЛА.

«Все-таки на первом месте, как это ни прискорбно, музыка, на втором — секс, на третьем — деньги. Хочу ли я детей? Нет, сейчас нет такого желания. И, как понимаете, не возникало до такой степени, чтобы ими обзаводиться».

В начале двухтысячных, на волне успеха, Земфира обнаружила, что выплеснула в песнях все, что накопилось в душе, и ей больше не поется. Критики написали, что у нее «творческий кризис».

Она перессорилась со своими музыкантами, и ребята сбежали от нее почти что в полном составе. Поступила в МГУ на философский факультет, но не нашла в философии ничего важного для себя. И бросила учебу.

Земфира чувствовала, что скатывается в ненавистную ей «нормальность», а точнее — в примитивность, замешанную на банальностях. Она дергалась, понимала, что надо куда-то двигаться, но не знала куда, ее песни стали сложнее, вымученнее, утратили предельную искренность, но не обрели оригинальности. На концерты не собиралась публика. Земфира от стресса сильно похудела. Тут же возникла мстительная Настя Калманович и распустила слухи о том, что «ее бывшая» сидит на тяжелых наркотиках и стимуляторах. На спаде творчества взрывная Земфира встретила экстравагантную Ренату Литвинову. «Дельфин и русалка — не пара», а «псих и сумасшедшая» — отличный тандем. Девушки отлично дополняли друг друга: Земфира — сила и страсть, Рената — женственность и интеллект. Прекрасная блондинка бросила ради новой привязанности второго мужа и вернула ему свадебный подарок — черный «мерседес». А Земфира ушла от подруги Анечки и подарила ей на прощанье новенький мини-купер. Земфира стала более утонченной, под-стриглась, прекратила осветлять волосы, черты лица у нее заострились и стали более восточными. Она вдруг сделалась похожей на юного Виктора Цоя и дивно похорошела. А в Ренате прибавилось живости и страсти.

Через Ренату для Земфиры открылся незнакомый, утонченный и изысканный, абсолютно сумасшедший и очень женственный мир. И кризис закончился.

В чем причина успеха. От новой подруги Земфире передалась та творческая безуминка — «возможно все!», без которой певица не могла сочинять. И неважно — спят подруги вместе или порознь, важно то, что у Земфиры появился катализатор, стимул для творчества. И пока Рената будет играть роль ее музы, причем музы мощной, сродни локомотиву, которая еще и толкает, Земфира никуда от нее не уйдет.

Вывод для нас. Ты в кризисе? Философия не поможет! Ищи новых людей и новые впечатления, чтобы заняться тем, чего ты никогда не делала, и оказаться там, где ты раньше не была. Кстати, для этого не обязательно находить новую любовь. Достаточно — новых друзей.

УРОК СЕДЬМОЙ .ВЕРА В БОГА НЕОБЯЗАТЕЛЬНА.

«Я не считаю, что мои песни «были мне посланы свыше»: послушайте, это всего лишь эстрадная музыка!»

В нескольких интервью Земфира сказала, что не верит в Бога и рассчитывает в этой жизни только на себя. В наше время для такого заявления надо обладать недюжинным мужеством, потому что люди обожают «безверием» многозначительно попрекать. В 2008 году у Земфиры умер единокровный брат — сын отца от первого брака, в 2009-м скончался отец. В 2010 году трагически погиб ее любимый брат Рамиль — во время подводной охоты, на глубине, его настиг приступ астмы, и он не выплыл. И после всех этих трагедий кое-кто косвенно припомнил Земфире ее неверие — мол, «не за это ли на тебя всякое плохое с неба сыплется?» Словно у верующих в семьях никто никогда не умирает. Земфира делает для близких все, что может: помогает деньгами сыновьям Рамиля, отправила старшего за свой счет на учебу в Англию, взяла одинокую маму к себе в Москву.

После гибели брата Земфира помогла Ренате поставить поразительный фильм «Последняя сказка Риты» — о том, как красавица Смерть (Рената Литвинова) забирает прекрасные женские души. Она вложила в фильм свои деньги, сочинила для него пронзительную музыку.

В чем причина успеха. Когда ты не рассчитываешь, что кто-то всемогущий придет тебе на помощь, утешит и обласкает, прогонит твои страхи и спасет, ты учишься жить со своим страхами, спасаешься сама и гордишься своими достижениями.

Вывод для нас «Воздух выдержит только тех, кто верит в себя» Хм! Может быть, верить в себя важнее, чем в Бога?

УРОК ВОСЬМОЙ. О ПОЛЬЗЕ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА.

«Нет, у меня нет друзей. Не мой стиль. Я не люблю компании. У меня есть один человек, Рената, мне этого достаточно. Она многогранная, интересная — мне кажется, она лучше компании. И мне с ней никогда не скучно».

Как-то раз американский кинорежиссер Вуди Аллен написал: «Бисексуальность увеличивает вдвое наш шанс найти партнера на уик-энд в пятницу вечером». Можно добавить — и создает потенциал для творчества. Земфира — это совершенно взрывной синтез мрачного и типично мужского романтизма Виктора Цоя — «Весь мир идет на меня войной», и чисто бабьей откровенной задушевности Аллы Пугачевой. Цоя Земфира обожает, Пугачеву — ненавидит. Все мужское в себе лелеет, женское — отталкивает.

Но жить без женственности не может. И чужая женственность притягивает ее как магнит.

Когда она начинала свою карьеру, в ней было больше от Пугачевой — и в напевности, и даже во внешности: лишний вес, висящие вдоль щек неприбранные рыжеватые волосы, страсть к балахончикам. Они обе — сильные женщины. У Земфиры такой же резкий характер, как у Пугачевой, только вместо слабости к хорошеньким мальчикам — слабость к красивым женщинам. А теперь явной «пугачевщины» в Земфире почти нет, только сила и открытость чувств осталась. Она нашла себя, приняла.

В чем причина успеха. У Земфиры нет спокойствия и гармонии в душе. И это нормально. В состоянии гармонии никто не творит. Пребывая в гармонии с собою и миром, медитируют под дубом или на восходе солнца. Человек творит, когда у него в душе разлад, в сердце — пламя бушует, в голове — тараканы пляшут. И если он в чем-то странен и необычен, внутренний разлад ему обеспечен: он -не такой как все, ему трудно жить. Он пытается выразить себя, чтобы полегчало — или чтобы отвлечься. Начинает писать книги или музыку, петь или танцевать. А как выразишь — надо это принять. Так и поступила Земфира.

Вывод для нас. Принять себя — это познакомиться со своими тараканами, рассадить всех по полочкам, часть — выдрессировать, часть — выпускать гулять только по ночам. И не стыдиться своего внутреннего зверинца. С ним трудно сладить, но возможностей он предоставляет множество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,755 сек. | 8.77 МБ