ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Срок службы аккумуляторных батарей определяется их конструкцией и во многом зависит от правильности их использования, а также своевременного и качественного выполнения работ по уходу за ними. Обслуживать аккумуляторную батарею можно непосредственно на автомобиле или вне его. В первом случае в ходе внешнего осмотра убеждаются в чистоте поверхности, надежности крепления батареи, наконечников проводов и пробок. Во втором случае проверяют чистоту вентиляционных отверстий, выявляют трещины в моноблоке, крышках и заливочной мастике, контролируют уровень электролита в аккумуляторах и степень разреженности батареи.

На автомобиле аккумуляторную батарею устанавливают и закрепляют так, чтобы исключить возможность ее перемещения по опорной площадке, самопроизвольное отсоединение наконечников проводов и не допустить чрезмерной вибрации. Как показывает практика, для улучшения амортизации аккумуляторную батарею устанавливают на резиновые коврики или прокладки.

В результате небрежного обращения с аккумуляторной батареей, ее плохого крепления на автомобиле, замерзания электролита на стенках моноблока, крышках и в заливочной мастике могут появиться трещины. Через них возможна утечка электролита, от чего оголяются, сульфатируются и коробятся пластины, повышается саморазряд батареи.

Наличие в перегородках моноблока трещин определяют путем замера эдс двух соседних аккумуляторов: плюсовой зажим вольтметра соединяют с плюсовым выводом одного аккумулятора, а минусовой — с минусовым выводом соседнего с ним. При исправном моноблоке показание вольтметра соответствует сумме эдс аккумуляторов. Если же оно равно эдс одного из них, то это свидетельствует о том, что аккумуляторы соединены между собой через электролит, то есть в перегородке моноблока имеется трещина. Как правило, такой моноблок заменяют (если невозможно заделать трещину). В мастике подобного рода дефекты устраняют путем местного ее оплавления.

Попавшие на поверхность аккумуляторной батареи электролит и грязь образуют между выводными клеммами токопроводящий мостик, по которому происходит утечка тока. Ее можно обнаружить, используя вольтметр: один его зажим соединяют с полюсным выводом аккумуляторной батареи, а другим поочередно касаются мастики в разных местах. Отклонение стрелки вольтметра от нулевого деления шкалы говорит об утечке тока.

Чтобы ее устранить, достаточно очистить поверхность аккумуляторной батареи от пыли, грязи и протереть сухой тряпкой. При наличии электролита удалить его тряпкой, слегка смоченной 10% раствором кальцинированной (питьевой) соды или нашатырного спирта, после чего поверхность вытереть насухо. Следует иметь в виду, что это делают при ввернутых пробках во избежание засорения электролите. Необходимо следить и за тем, чтобы плотно были завернуты пробки в горловины крышек, а выступы на них были срезаны и прочищены вентиляционные отверстия (в противном случае может повыситься давление газов в батарее).

Если на зеркале электролита наблюдается выделение пузырьков газа, то это говорит о возможном ускоренном саморазряде аккумуляторной батареи (не путать с газовыделением после заряда). Основная причина — загрязнение электролита (в таком случае он подлежит замене). Для этого сначала батарею разряжают током равным 0,1 емкости до напряжения 1,2 В на одном аккумуляторе или 7,2 В на полюсных выводах 12-вольтовой батареи и замеряют плотность электролита. Затем его полностью сливают и все аккумуляторы несколько раз промывают дистиллированной водой. Промытую батарею заправляют свежим электролитом той же плотности, которую имел слитый, а затем заряжают. Необходимо помнить, что напряжение 12-вольтовой батареи в конце заряда должно быть не менее 16,2 В, которое контролируют нагрузочной вилкой. А разница плотностей электролита в аккумуляторах одной батареи не должна превышать 0,01 г/см. В противном случае проводят корректировку плотности электролита при продолжающемся заряде, то есть доливают дистиллированную воду, если плотность выше нормы, или же электролит плотностью до 1,40 г/см, если она ниже.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, должна быть 15— 25 °С в условиях умеренного климата и не выше 35 °С в тропиках. С понижением температуры электролита рабочие характеристики аккумуляторной батареи ухудшаются: падает напряжение на клеммах, снижаются емкость и энергоотдача. Кроме того, при работающем двигателе батарея заряжается не полностью. Это происходит вследствие повышения электросопротивления и вязкости электролита, снижения скорости проникновения кислоты в поры активной массы пластин. Чтобы улучшить работу батареи при низких температурах, ее утепляют войлочным ковриком, особенно со стороны крышек аккумуляторов. Однако необходимо предусмотреть ее вентиляцию, так как работающая аккумуляторная батарея выделяет взрывоопасную водородно-кислородную смесь.

При высоких температурах из-за испарения воды быстро понижается уровень электролита в аккумуляторах и повышается его плотность, что может вызвать перезаряд батареи. Поэтому, как показывает практика, необходимо снизить до 1,25 г/см плотность электролита у полностью заряженной батареи, установить нижний предел регулируемого напряжения генератора и предусмотреть защиту поверхности батареи от попадания прямых солнечных лучей.

Поддержание нормального уровня электролита в аккумуляторах является важнейшим условием обеспечения продолжительного срока службы батарей. Он должен быть выше предохранительного щитка пластин на 10—15 мм; контролируют его с помощью стеклянной трубки диаметром 5—6 мм. Следует иметь в виду, что при эксплуатации батареи уровень электролита понижается. Это приводит к сульфатации пластин, в результате чего уменьшается отдаваемая емкость батареи, повышается температура электролита, появляется раннее газовыделение при ее заряде.

Для удаления сульфата свинца с пластин необходимо провести не более трех контрольно-тренировочных циклов (КТЦ) согласно требованиям Руководства. При пониженном уровне электролита в аккумуляторы доливается дистиллированная вода. Если же заведомо известно, что уровень электролита понизился из-за его расплескивания, следует долить в аккумуляторы электролит такой же плотности, как оставшийся в них.

Работоспособность и срок службы аккумуляторной батареи во многом зависят от величины ее разряда, которая допускается не более 25% зимой и 50% летом. Степень разряженности батареи проверяют при ее обслуживании и определяют по разряду аккумулятора, имеющего самую низкую плотность электролита. При определении ее с помощью нагрузочной вилки необходимо помнить, что в зависимости от емкости аккумуляторных батарей используют различные по величине сопротивления, смонтированные в ней.

Замеряя напряжения, аккумулятор выдерживают под нагрузкой в течение 5 с. Оно на исправном и полностью заряженном аккумуляторе должно быть не менее 1,7—1,8 В. Если напряжение хотя бы одного аккумулятора отличается более чем на 0,1 В от других или снизилось до 1,4 В, то батарея неисправна и требует ремонта. Батарею, не обеспечивающую стартерного пуска двигателя и разряженную более установленных норм, ставят на зарядку.

Существенное влияние на долговечность аккумуляторной батареи оказывает напряжение тока, вырабатываемого генераторной установкой. Напряжение должно соответствовать значению, указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если оно ниже или выше допустимого, то батарея разряжается или чрезмерно заряжается и электролит начинает «кипеть». В этом случае необходимо проверить работу регулятора напряжения и генератора.

Бесконтактные регуляторы типа РР-350, РР-350А, РР-132, РР-356, 11.37.02, Я112В эксплуатационной регулировке не подлежат, и при нарушении нормальной работы их необходимо заменить. А параметры реле-регуляторов типа РР-315, РР-315Б, РР-315Д, РР-362Б, РР-385, Я120А можно изменять с помощью переключателя «Зима—Лето».

Реле-регулятор типа РР-132А применяется на автомобилях ЗИЛ-131, Урал-375, ГАЗ-66. Он имеет три диапазона регулируемого напряжения: 13,6—0,35 В (минимальное), 14,2— 0,15 В (среднее) и 14,7—0,35 В (максимальное). Диапазон устанавливается (с помощью рычажка, находящегося под завинчивающейся шестигранной заглушкой под ключ 30 мм) в зависимости от состояния аккумуляторной батареи и температурных условий.

При эксплуатации автомобиля зимой в районах с умеренным и холодным климатом переключатель следует устанавливать в положение «Макс.»; в районах с умеренным и холодным климатом (зимой в районах с жарким климатом) — в положение «Ср.»; летом в районах с жарким климатом — в положение «Мин.». Завертывая заглушку переключателя реле-регулятора, обязательно проверяют, на месте ли резиновое уплотнительное кольцо. Следует помнить, что на заводе рычажок регулятора ставят во второе положение (второй диапазон регулируемого напряжения).

Для проверки регулируемого напряжения на автомобиле подключают вольтметр со шкалой 0—30 В (класс точности не ниже 0,5). Запускают двигатель и между выводом «+» и корпусом реле-регулятора включают нагрузку (например, дальний свет фар). При частоте вращения ротора генератора 3500 мин и силе тока 36 А замеряют напряжение по всем трем диапазонам. Если его величина выходит за пределы, установленные для каждого диапазона, следует проверить реле-регулятор на контрольно-испытательном стенде и при необходимости заменить. Следует помнить, что максимальное напряжение в бортсети автомобиля не должно превышать 15,5 и 31,0 В соответственно для 12- и 24-вольтовых систем электрооборудования автомобилей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 31 | 0,186 сек. | 6.93 МБ