Книги катастроф

Катастрофические наводнения начала XXI века

Когда сотрясается земля

Цунами

Землетрясения, цунами, катастрофы

Третий — в порядке

В свое время RAV4 своим появлением на свет открыл новый сегмент, который оказался необычайно востребованным. Конкуренты спохватились не сразу, и долгое время «Тойота» окучивала грядку компактных кроссоверов в гордом одиночестве. Однако даже после того как у «Рафика» объявились соперники, «японец» не уступил их натиску, демонстрируя неизменно высокие продажи благодаря тщательно сбалансированному набору качеств. В частности, машины первых двух поколений отличались завидной надежностью. Входит ли она в перечень достоинств машины третьей генерации? Самое время это выяснить.

/ Юрий НЕДР

За почти двадцатилетнюю историю модели любовь покупателей к RAV4 не остыла ни на градус: каждая последующая модификация продавалась все лучше и лучше. Даже в кризисные годы автомобиль манил к себе толпы покупателей! Секрет успеха прост: японское происхождение, неплохие внедорожные способности плюс вменяемая цена.

«Рафик» третьего поколения — заводской индекс ХА30 — пришел к нам в 2006 году, а спустя четыре года японцы освежили «Автомобиль для активного отдыха с 4-мя ведущими» (Recreational Active Vehicle 4 Wheel drive -вот что значит эта аббревиатура) и заодно дополнили ассортимент удлиненной версией. Короткую модификацию можно было купить с 2-литровым мотором, передним или полным приводом. Переднеприводные машины оснащались исключительно механической коробкой, а версия 4×4 могла быть как «ручной», так и «автоматической» — в качестве АКП выступал вариатор. Версия с увеличенной колесной базой (LWB) заслужила более мощный двигатель объемом 2,4 литра и полноценный «автомат» с гидротрансформатором.

Оснащение всех машин более чем щедрое: в базовой версии присутствует полный набор средств безопасности (7 подушек, ABS) плюс полный электропакет, кондиционер, «музыка» и так далее, а топовый «Престиж» щеголяет кожей, навигацией и ксеноном.

Трехлетний «Рафик» нынче стоит от 750000 до 1150000 рублей, тогда как за машину нынешнего, четвертого поколения дилеры просят от миллиона рублей и выше. Посему дисконт в 250000-400000 руб. выглядит весьма заманчиво. И все же давайте подробно изучим возможные расходы на содержание этого «японца».

ТРИ ГОДА НЕ ВОЗРАСТ

Ржавчина на трехлетних машинах не встречается — краска отлично противостоит агрессивной среде. И все же внимательно осмотрите капот: порой близ решетки радиатора появляются точечные очаги коррозии — так называемые «жучки». Устраняют их, как правило, по гарантии; лечение за свой счет стоит 9500 рублей.

Даже кормовая дверь, на которой висит тяжелая «запаска», не отвисает, а лишь начинает скрипеть — правда, крайне редко. Регулировкой не лечится, надо просто смазать силиконом. Обойдется в смешные 300 рублей.

К электрике замечаний нет: как и в автомобиле прошлого поколения, в ХА30 просто нечему ломаться, говорят сервисмены. У «Тойоты» отсутствуют сложные узлы — отсюда и беспроблемность. Все детские болячки были излечены к 2008 году, так что трехлетние машины не доставят хлопот новому владельцу.

Не забываем про профилактику

Ни к одному из узлов, будь то «механика», «автомат» или вариатор, нареканий у отечественных сервисменов не было. Сцепление на модификациях с МКП служит минимум 100 000 км и меняется традиционно комплектом — диск плюс корзина. Но механические версии у нас не пользовались особой популярностью, поэтому большинство трехлеток оснащено АКП, к которой претензий нет. И вариатор, и «автомат» чрезвычайно надежны, и дилеры не припомнят, чтобы их когда-либо меняли.

Нет проблем и с узлом, который передает крутящий момент на задние колеса в полноприводных модификациях. В отличие от собратьев по классу здесь работает не ставший в последнее время весьма популярным «Хальдекс» с электронным управлением, а более простая и надежная вискомуфта. Если за ней следить, меняя согласно регламенту масло раз в 40 000 км, и при этом не насиловать машину экстремальной «силовой» ездой по бездорожью, она прослужит долго. А вот если пренебрегать плановой профилактикой, могут возникнуть проблемы, причем довольно дорогостоящие. Вначале муфта пожалуется на здоровье характерным гулом из-под днища. Проигнорировав проблему, вы в конце концов получите моноприводный автомобиль, а муфту придется менять целиком, что довольно затратно.

Проблемы с герметичностью

Все они также считаются беспроблемными. Оба мотора запросто переваривают наше топливо даже не самого высокого качества. В приводе газораспределительного механизма трудится цепь, которая служит минимум 200000 км. Когда придет время замены из-за растяжения, она сообщит об этом назойливым бренчанием. Ремни навесного оборудования обычно ходят 60000 — 70000 км.

К мелочам стоит отнести водяной насос на 2,4-литровом двигателе — он с годами начинает подтекать. Простой герметизацией тут не обойтись: помпу придется менять целиком. Потечь может и радиатор, но это произойдет не ранее 150000 км.

На рынке встречаются модификации с бензиновым V6 объемом 3,5 литра, а также дизельные версии — эти машины попали в Россию в обход официальных дилеров. Надежной статистикой об этих агрегатах отечественные мастера не располагают.

Никакого геройства!

Шасси у «Рафика» — мейнстрим в чистом виде: передние колеса подвешены на стойках «Мак-Ферсон», сзади установлена многорычажная подвеска. Передние нижние рычаги прослужат минимум 150 000 км, а ресурс задних продольных рычагов обычно составляет 100 000 км. Передние амортизаторы по нашим дорогам способны набегать 80 000-100 000 км, а задние продержатся на 50 000 дольше. Сайлент-блоки и пыльники вряд ли доставят хлопот ранее 150 000 км, но это во многом зависит от того, насколько активно дорожные службы удобряют улицы реагентами в зимний период.

К электроусилителю руля претензий нет, а вот рулевая рейка живучестью не отличается: она может кончиться, не дожив и до 70-ти тысяч — это станет понятно, когда услышите постукивание на неровностях. Народные умельцы пытаются ее ремонтировать, однако такого рода припарки способны продлить ее жизнь не более чем на 10 000-20 000 км. Разумнее сразу поменять деталь на новую. Да, это затратно — зато безопасно и надежно.

Тормозные колодки спереди и сзади выдерживают 40000 — 50000 км, диски ходят в два раза дольше.

Покупаем?

За исключением рулевой рейки машина третьего поколения оказалась достойным наследником первых двух изданий RAV4, которые отличались феноменальной надежностью. Трехлетние автомобили не обладают какими-либо хроническими болячками и способны еще долго радовать второго владельца добрым здравием. Но перед покупкой все же уделите пристальное внимание диагностике, особенно состоянию рулевой рейки и муфты полного привода. И помните, что оригинальные запчасти у «Тойоты» отнюдь не дешевы, а промежуток между сервисными обслуживаниями короткий — раз в 10000 км. Небольшим утешением послужит то, что на ремонт машин старше трех лет дилеры традиционно предлагают скидки: они могут достигать 40% на работы и 20% на запчасти.

Обсуждение закрыто.