У артиллериста нет права на ошибку

— Владимир Васильевич, Михайловская военная артиллерийская академия имеет более чем 192-летнюю славную историю, богатые традиции. Давайте начнем с того, как был создан этот уникальный вуз, как он развивался…

— Идея учреждения в России военной артиллерийской академии принадлежит графу Петру Ивановичу Шувалову, вошедшему в историю как выдающийся государственный и военный деятель. Он исходил из того, что Россия испытывает острую нужду в кадрах, способных трактовать военную науку. Про военную науку Шувалов говорил, что она необходима, «как разумная душа телу». Эти слова не менее актуальны и сегодня.

Идея Шувалова была реализована с учреждением 7 декабря (25 ноября) 1 820 года в Петербурге первого артиллерийского учебного заведения России. Основал его генерал-фельдцейхмейстер великий князь Михаил Павлович Романов (после смерти в 1829 году его имя было увековечено в названии вуза). В положении об артиллерийском училище говорилось, что оно «учреждено для образования искусных артиллерийских офицеров». Училище изначально отличали академические признаки: в нем была организована двухуровневая подготовка офицеров. То есть обучение сочеталось с фундаментальными и прикладными исследованиями военной теории и практики.

В 1855 году учебное заведение было преобразовано в Михайловскую артиллерийскую академию, которой предстояло стать высшей школой подготовки офицерских кадров и центром развития артиллерийской науки.

Первоначально главной для вуза являлась подготовка кадров для казенной военной промышленности, службы боевого снабжения войск. Эта задача тогда была очень важна, поскольку военное дело вступало в эпоху «машинных пушек», а Россия в то время была бедна специалистами, способными решать новые задачи.

В начале ХХ века военное министерство потребовало от академии готовить офицеров с высшим образованием и для строевых частей. Но только в 1932 году под эту задачу был создан специальный факультет. Практически одновременно академия передала подготовку специалистов для военной промышленности Военно-механическому институту.

В годы Великой Отечественной войны выпускники академии проявили высочайший профессионализм, мужество и отвагу на всех фронтах. 92 из них стали Героями Советского Союза. Капитан Флеров, первым применивший в бою реактивную систему залпового огня «катюша», в 1991 году был удостоен звания Героя Российской Федерации.

Вид МВАА с Арсенальной набережной Санкт-Петербурга

Очередное решающее событие в развитии академии было связано с необходимостью готовить кадры для войн пятого поколения, где главным является ракетно-ядерное оружие. В 1952 году на базе академии, которая в то время находилась уже в Москве, были учреждены два учебных заведениях: Академия ракетных войск стратегического назначения в столице и Военная артиллерийская академия в Ленинграде, вернувшаяся в свои исторические стены.

В 1960 году академия приняла в свой состав инженерные факультеты Ленинградского высшего артиллерийского инженерного училища имени М. И.Калинина и с этого времени перешла на подготовку как командных, так и инженерных кадров для ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск.

В 1995 году, в год 175-летнего юбилея вуза, указом Президента РФ академии было возвращено ее историческое наименование — «Михайловская», при этом сохранены все государственные награды.

В процессе многочисленных реорганизаций круг решаемых академией задач существенно расширился. Так, в ее состав последовательно включались ликвидируемые Ленинградское высшее артиллерийское командное училище (1993 г.), Центральные артиллерийские офицерские курсы (1996 г.), Саратовское ракетное училище (2001 г.), Коломенское

На занятии в академии высшее артиллерийское училище (2010 г.), Тульский артиллерийский инженерный институт. В 2011 году академия приняла курсантов Екатеринбургского и Казанского высших артиллерийских командных училищ.

На сегодняшний день МВВА — единственное в Вооруженных Силах учебное заведение, где готовят весь спектр кадров артиллеристов и ракетчиков для РВ и А Сухопутных войск. Сегодня на вуз возложена и такая новая важная задача, как подготовка сержантов по наукоемким специальностям. Традиционно академия ведет и широкий круг научных исследований. У нас 24 научные школы, некоторые из них имеют мировое значение. Недавно мы прошли процедуру аккредитации, лицензирования, подтвердили статус академии по всем качественным показателям.

— Что можно сказать о профессорско-преподавательском составе академии? Достаточно ли преподавателей, как оценивается их уровень подготовки?

— На сегодняшний день укомплектованность преподавателями с учеными степенями и званиями составляет свыше семидесяти процентов, из них докторов наук и профессоров — 16%. А те преподаватели, которые пока не имеют ученых степеней, утвердили темы диссертационных исследований путем соискательства и уже вышли на соответствующие рубежи по их подготовке.

Среди преподавателей постоянного состава, осуществляющих подготовку слушателей и курсантов по военно-профессиональным дисциплинам, 82% имеют высшую оперативно-тактическую подготовку. Ранее они занимали должности не ниже командира дивизиона и выше. Более половины преподавателей вуза являются участниками боевых действий. Также нужно сказать о том, что после проведенных мероприятий в рамках реформирования почти весь постоянный состав академии обновлен — 95% офицеров находится в должностях менее трех лет.

Результаты проверки состояния профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава, проведенной комиссией Главного командования Сухопутных войск, подтвердили его качественный рост — деятельность оценена на «хорошо».

— Известно, что Михайловская артиллерийская академия является центром научной мысли в сфере развития ракетных войск и артиллерии. Расскажите, пожалуйста, о вкладе вуза в науку, о научно-исследовательской работе…

— Конечно же, наше учебное заведение долгие годы и десятилетия активно ведет научные исследования в интересах строительства, боевого применения ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, развития артиллерийского и ракетного вооружения, совершенствования образовательного процесса.

Так, за минувшие пять лет МВАА представила заказчикам и головным исполнителям более 300 отчетных материалов, свыше 100 отчетных материалов подготовлено в рамках инициативных НИР. Кроме того, академией выполнено более 100 оперативных заданий по научной работе, написано и опубликовано около 5000 научных статей, подготовлено и отправлено 8000 отзывов на авторефераты, диссертации, монографии и военно-теоретические труды, а также рецензий на статьи. Все это говорит о высокой востребованности научного потенциала академии. Например, мы занимались разработкой проектов руководящих документов для МО РФ, ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск, учебников, учебных пособий и рекомендаций по их внедрению в боевую и оперативную подготовку войск и органов управления.

Научная школа академии, как уже упоминалось, находится на достаточно высоком уровне. В академии функционируют три докторских диссертационных совета, которые обеспечивают прием к защите диссертаций по восьми научным специальностям. В них защищено более 100 докторских диссертации и 2000 кандидатских диссертаций.

Наш коллектив создал концепцию огневого поражения противника в операции (бою), ориентированную на современные и перспективные условия организации и ведения вооруженной борьбы. Она была утверждена министром обороны РФ и прошла апробацию в ходе учений «Центр-2011». Мы также принимали участие в разработке руководящих и уставных документов по вопросам формирования новых форм и способов огневого поражения противника и боевого применения РВ и А в операции (бою).

Большое значение придается неразрывной связи теории с практикой. Наш профессорско-преподавательский состав участвовал во всех без исключения крупных мероприятиях оперативной и боевой подготовки войск, прежде всего таких, как «Запад-2009», «Ладога-2009», «Восток-2010»,

«Центр-2011», «Кавказ-2012», в научно-исследовательских учениях. Преподаватели постоянно выезжают в войска для организации и проведения занятий, состязаний, проверок, причем во все регионы страны.

— Михайловская военная артиллерийская академия издавна славится своими выпускниками. Интересно, а сколько специалистов она выпустила, кто из выпускников особенно знаменит?

— Так получилось, что после проведенных реформ и оптимизации структур вузов МВАА стала правопреемником всех профильных военно-учебных заведений. Поэтому назвать после таких преобразований конкретное количество всех выпускников попросту невозможно. Но если брать конкретно академию, то с 1953 года, когда она была возвращена в свои исторические здания на берегах Невы, здесь было произведено 60 выпусков офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, а это порядка 42 тысяч человек, плюс 16 выпусков офицеров с полной военно-специальной подготовкой — 4,5 тысячи специалистов. Таким образом, всего выпущено свыше 46,5 тысячи человек.

Кроме того, за 18 лет осуществлена переподготовка более 5,5 тысячи офицеров.

Безусловно, имя Михайловской военной артиллерийской академии прославили ее выпускники. Многие воспитанники вуза стали крупными военачальниками. В их числе — Маршал Советского Союза Л. Говоров, Главные маршалы артиллерии Н. Воронов, М. Неделин,

В. Толубко, С. Варенцов, маршалы артиллерии Н. Яковлев, М. Чистяков, В. Казаков, К. Казаков, Ю. Бажанов, П. Кулешов, Г. Одинцов, Г. Передельский, Е. Бойчук и В. Михалкин. Известными деятелями науки, культуры и искусства стали такие наши выпускники, как П. Клодт, Н. Ярошенко, Ю. Бондарев и многие другие.

Мы гордимся тем, что имена целого ряда знаменитых во всем мире ученых, первооткрывателей, оружейников непосредственно связаны с историей нашей академии. Это прежде всего Д. Менделеев, К. Константинов, М. Остроградский. Э. Ленц, Г. Гесс, Н. Маиевский, Д. Чернов, В. Шкларевич, И. Граве, В. Грабин, Г. Лангемак и С. Мосин.

— Традиционно говорят, что артиллерия — это «бог войны». Насколько это актуально для сегодняшнего времени?

— Такое название закрепилось за артиллерией после советско- финляндской войны. Великая Отечественная война в полной мере подтвердила решающее значение артиллерии на поле боя.

Формула «бог войны» ничуть не устарела по сей день, потому что 80% задач по огневому поражению противника в современном бою ложится на долю ракетных войск и артиллерии. Это очень наукоемкий, интеллектуальный род войск, который является не только структурным элементом Сухопутных войск, но и межвидовым средством огневого поражения. Артиллерия обязательно присутствует везде: в ВДВ и ВМФ, в морской пехоте и во внутренних войсках МВД РФ.

Поэтому для нас отрадно, что наши выпускники востребованы всюду, они служат в разных родах войск, и, надо сказать, отзывы о них в своем подавляющем большинстве хорошие. Можно сказать об этом с уверенностью, так как мы ежегодно проводим тщательный анализ подготовки слушателей и курсантов в академии, отчетов о работе государственных аттестационных комиссий и, конечно же, отзывов от командиров соединений и частей на выпускников МВАА. Все эти данные позволяют говорить о достаточно высоком уровне подготовки специалистов. Об этом же свидетельствует возросшее количество заказов на подготовку в академии иностранных военнослужащих. В нынешнем году у нас обучаются специалисты свыше 30 стран дальнего и ближнего зарубежья.

В последние годы мы значительно усовершенствовали методику, сделав особый упор на практическую направленность обучения слушателей и курсантов. Так, в академии организованы и проводятся дополнительные тренировки по боевой работе и ежедневные по стрельбе и управлению огнем. Еженедельно в учебном центре академии проводятся тактические учения батареи с боевой стрельбой артиллерии. А в октябре-ноябре каждого года у нас проходят тактические учения с пусками ракет и реактивных снарядов. Причем все должности военнослужащих на этих мероприятиях занимают наши слушатели и курсанты. Одним словом, перед нами стоит задача выпустить универсального, подчеркну это слово, специалиста, и мы делаем для этого все возможное.

«Богу войны» нельзя ошибаться, нет у артиллериста такого права. Любая наша ошибка может обернуться потерями своих войск и невыполнением поставленной за дачи. Поэтому ответственность обучения у нас в академии предельно высока.

личное дело, сдать ЕГЭ по трем предметам: математика, физика и русский язык, пройти медицинскую комиссию.

— Какие специальности получают военнослужащие в академии?

— На основании лицензии у нас проводится обучение по 6 специальностям высшего военного и по 3 специальностям среднего профессионального образования. Все они указаны на сайте Минобороны РФ, поэтому нет надобности рассказывать о них.

Форма обучения — очная, на бюджетной основе. Обучение проводится по федеральным государственным образовательным стандартам высшего (среднего) профессионального образования. Продолжительность обучения по программам высшего профессионального образования составляет 5 лет, а среднего профессионального образования — 2 года 10 месяцев.

Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении. По окончании вуза выпускникам выдается диплом государственного образца о высшем (среднем) профессиональном образовании с полной (средней) военно-специальной подготовкой, присваиваются квалификация «специалист» («техник»), воинское звание «лейтенант» («сержант»). Все выпускники назначаются на должности офицеров (сержантов) в войска военных округов.

Отрадно, что в этом году все наши образовательные возможности используются по максимуму: набор значительно расширен, мы набрали порядка 800 человек на все специальности как высшего, так и среднего профессионального образования.

— Что должен сделать потенциальный абитуриент, чтобы поступить в ваш вуз?

— Для этого каких-то особых героических поступков молодому человеку совершать не нужно. Главное, чтобы у него были мотивированное желание учиться военному делу и стать офицером-артиллеристом, хорошая успеваемость и крепкое здоровье. Ему необходимо подать в военный комиссариат заявление установленной формы, абитуриент должен пройти психологический отбор и сдать физическую подготовку.

Подробно об этом также написано на сайте Минобороны РФ.

— За годы существования академии у нее накопились богатейшие традиции. Как используются они в обучении и воспитании михайловцев, не забыт ли опыт ветеранов?

— Опыт обучения и воспитания офицеров-артиллеристов, накопленный в академии, бережно хранится и целенаправленно используется. Успешно проводятся информационно-пропагандистские, культурно-досуговые и военно-патриотические мероприятия. Причем обязательно при содействии совета ветеранов и общественного совета академии, возглавляемых соответственно полковником в отставке В.Тищенко и генерал-майором в отставке В. Чернигелем. Оба ветераны боевых действий в Афганистане. Совет ветеранов академии объединяет более 900 человек. Отрадно, что в этой работе активно участвуют ветераны Великой Отечественной войны, работающие у нас. В их числе генерал-майоры в отставке Анатолий Станиславович Круковский и Юрий Сергеевич Федоров, пол- вич Юновидов, Адам Трофимович Геращенко, житель блокадного

Ленинграда Галина Петровна Ишекова и другие. Все они являются свидетелями эпохальных событий истории нашей страны. Для наших слушателей и курсантов это поис- тине люди-легенды. Представьте себе, например, ветерану уже под девяносто лет, а он лекции проводит! Такие вот люди у нас есть, одно слово — михайловцы. Надо видеть, с каким вниманием их слушают будущие офицеры.

Наши ветераны принимают участие во всех без исключения торжественных мероприятиях, посвященных знаменательным и памятным датам истории, в очередных выпусках офицеров, на принятии военной присяги.

Статус и высокий авторитет МВАА в городских образовательных кругах вызывают пристальный интерес у школьников и студентов города. Что и говорить, престиж академии высок. На регулярно проводимых днях открытых дверей и экскурсиях по академии мы видим у себя в гостях воспитанников суворовских и кадетских военных училищ, старшеклассников. Иные из них впоследствии вливаются в наши ряды.

У нас есть торжественный ритуал

Приведение первокурсников к военной присяге выполнит свою задачу, она спасет всех, подавит огнем противника и убережет жизни людей. Вот почему мы предельно строги к нашим обучаемым. Артиллерия — наука точная.

Вообще же мы ставим перед собой цель выпустить не только хорошего специалиста, но и интеллектуала, образованного человека с широким кругозором, каким и должен быть настоящий офицер. Поэтому у нас в академии разработана обязательная программа ознакомления наших воспитанников со всеми основными историческими, культурными ценностями, достопримечательностями блистательного Санкт-Петербурга. Эта программа рассчитана на все пять посвящения первокурсников в михайловцы. Два года назад мы выработали и утвердили свод нравственных правил, который назвали кодексом чести. Он содержит 12 пунктов, следуя которым все ми- хайловцы обязаны добросовестно служить и честно жить. Причем это не просто слова. Мы на самом деле в ходе всей нашей повседневной деятельности целенаправленно добиваемся, причем достаточно успешно, претворения этого кодекса в жизнь. Воспитываем наших питомцев так, чтобы они следовали кодексу чести по убеждению.

Как уже говорилось, у нас очень высока ответственность обучения. Мы обязательно поощряем тех, кто добивается успехов в учебе и спорте. Но если курсант, допустим, не получит положительной оценки по стрельбе, управлению огнем или по другим дисциплинам, то он лишается увольнения, пока не сдаст этот предмет. Это справедливо, и обучаемые воспринимают такие требования как должное, никаких вопросов по этому поводу не возникает. Мы не имеем права выпускать из академии недоученных специалистов, довольствующихся тройкой. Ибо они просто не выполнят задачу. Или еще хуже: представьте, если какой-нибудь неуч вдруг ошибется в рассчетах и ошибочно накроет артиллерийским огнем свои войска… Цена ошибки, еще раз подчеркну, предельно высока. Зато когда артиллерия четко лет обучения. Это вовсе не значит, что мы заставляем курсантов в увольнениях обязательно идти в музей или театр. Нет, конечно. Но есть ряд мест, где за пять лет обучения просто нельзя не побывать. И в этом плане мы проявляем требовательность: пятилетнюю культурную программу в обязательном порядке проходит каждый наш выпускник.

— Профессия артиллериста требует не только высокого интеллекта, но и отличной физической формы. Наслышан, что в академии физической подготовке курсантов и офицеров уделяется особое внимание…

— Да, это так. Боевая работа артиллериста связана с предельными морально-психологическими и физическими нагрузками, которые выдержит только весьма подготовленный человек. Поэтому спорту действительно уделяется повышенное внимание.

Обязательное условие для каждого курсанта — стать к выпуску перворазрядником по одному или даже нескольким видам спорта. И этой цели мы достигаем. Кафедра по физической подготовке и спорту, возглавляемая полковником Вячеславом Гороховым, реализует помимо основной специальную программу обучения, доказавшую свою эффективность в стенах академии. Все наши выпускники получают разряды по военно-прикладным видам спорта, кто-то добивается большего. К примеру, в прошлом выпуске было четыре мастера спорта и девять кандидатов в мастера. Все потому, что помимо плановых у нас проводятся дополнительные занятия, люди активно занимаются в секциях, ведется спортивно-массовая работа.

Например, традиционным стал турнир по армейскому рукопашному бою, посвященный памяти Героя России выпускника МВАА 2004 года старшего лейтенанта Сергея Шевелева. Он погиб 8 августа 2008 года в Цхинвале, проявив мужество и отвагу в бою во время грузино-южноосетинского конфликта. В этом году мы будем проводить турнир в шестой раз. Надо сказать, он уже стал международным, в нем не первый год принимают участие военнослужащие из других государств.

Традиционными для вуза также стали семейные старты осенью, зимой и весной, которые проходят живо, интересно, с участием людей разных возрастов, в том числе и детей. Они активно способствуют сплочению коллектива, укреплению взаимопонимания в нем и утверждению среди людей здорового образа жизни.

Наша академия славится и своими высокими спортивными достижениями среди вузов Минобороны РФ, в Западном военном округе, в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе. Иные питомцы выходят и на мировой уровень. Например, заслуженный мастер спорта России, чемпион мира по боевому самбо старший лейтенант Иван Давиденко.

— Высокий уровень образования выпускников академии, конечно же, предполагает наличие развитой и соответствующей современным требованиям учебно-материальной базы.

— Безусловно. Надо сказать, академия дислоцируется в двух гарнизонах Западного военного округа: Санкт-Петербургском и Лужском, и в обоих учебно-материальная база соответствует современным требованиям. Она состоит из нескольких компонентов: вооружения и военной техники, учебно- лабараторной, полевой, учебной и тренажерной баз. Причем наши возможности позволяют осваивать практически любые образцы артиллерийского вооружения и боевой техники, включая перспективные. В ходе обучения на нашей полевой базе, на тренажерах есть все условия для создания обстановки, максимально приближенной к реальной боевой.

В академии используется обширная сеть оборудованных техническими средствами обучения помещений: более 220 аудиторий и классов, в том числе компьютерные и тренажерные классы, лингафонные кабинеты, учебнотренировочные комплексы. Для проведения учебных занятий активно используются мультимедийные и интерактивные средства обучения. Кафедры связаны локальными компьютерными сетями. В учебном процессе используется в общей сложности свыше 500 персональных ЭВМ.

Большим подспорьем является специально организованная система сбора, накопления, обработки, хранения и последующего использования определенного комплекса информации. Элементами этой системы являются библиотеки, в том числе электронные, алгоритмов и программ, читальные залы, компьютерные и интернет-классы, локальные вычислительные сети, соответствующие информационные ресурсы. Все это, вместе взятое, поистине кладезь как для преподавателей, так и для курсантов и слушателей. Можно получить практически любую информацию по той или иной теме обучения, заниматься научной работой, изучать боевой опыт, словом, все необходимые материалы всегда под рукой. Так, библиотека академии имеет фонды: основной, учебный, для служебного пользования, специальный и раритетный.

С уверенностью могу сказать, что именно сочетание мастерства профессорско-преподавательского состава и развитой учебно-материальной базой позволяет нам обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов. За наших михайловцев нам не стыдно.

— Владимир Васильевич, позвольте выразить вам признательность за интересное интервью. Искренне желаем возглавляемой вами прославленной академии широкой и ясной дороги в будущее.

Интервью провел Низамидин КАИНБЕКОВ, корреспондент журнала «Ориентир».

Генерал-лейтенант Владимир Васильевич ДЯТЛОВ родился 30 мая 1958 года в селе Старобогдановка Михайловского района Запорожской области. Окончил Московское суворовское военное училище (1975 г.), Хмельницкое высшее военное артиллерийское командное училище (1979 г., диплом с отличием), Военную артиллерийскую академию имени М.И. Калинина (1990 г.) и Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2000 г.). Служил в Дальневосточном военном округе, где прошел путь от командира взвода до начальника ракетных войск и артиллерии ДВО. С октября 2009 года — начальник Михайловской военной артиллерийской академии.

Кандидат исторических наук. Доцент. Награжден орденами «Дружбы народов», Почета, медалью «За боевые заслуги» и другими медалями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 1,020 сек. | 8.78 МБ