У «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА» КУРС ВЕРНЫЙ

…Последние короткие команды, и малый противолодочный корабль (МПК) «Зеленодольск», вскинув бурун за кормой, мягко касается пирса. Быстро заведены швартовы, поставлен трап.

Капитан 3 ранга Вячеслав Журавлев устало откинулся на спинку своего командирского кресла. Немало миль прошел корабль по неспокойному от ветров морю. И каждый час плавания был насыщен напряженной боевой учебой раздавались сигналы тревог, меняли друг друга вводные. Так всегда бывает, когда решаются важные учебно-боевые задачи. На этот раз экипаж принимал участие в командно-штабном учении соединения. Решался целый комплекс сложных задач, морякам довелось действовать в условиях, максимально приближенных к боевым.

Мысленно оценивая поход, командир корабля был доволен действиями экипажа. Успешно осуществлен поиск подводной лодки противника. Несмотря на сложную гидрологию моря, акустики обнаружили цель на максимальной дистанции, а дальше в бой вступили моряки минно-торпедной боевой части, первыми залпами реактивно-бомбовых установок (РБУ) они «накрыли» цель.

После атаки подводной лодки была постановка минного заграждения, которую экипаж проводил совместно с кораблем подобного проекта. Завершились учения уничтожением надводной цели, где точку в общей победе поставили комендоры.

Капитан 3 ранга Журавлев командует «Зеленодольском» меньше года, но эти месяцы были насыщены интенсивной боевой учебой и успели вместить в себя многое. Выходы в море были постоянными, отрабатываемые задачи разнообразными, а оценки экипажу высокими. До «Зеленодольска» Вячеслав Журавлев стоял на командирском мостике МПК «Казанец», и командирская деятельность офицера высоко оценивалась командованием соединения. Все поставленные учебно-боевые задачи «казанцы» конечно, можно и пошутить, но дело свое офицер знает основательно. Не зря его считают одним из лучших командиров. На его счету уже немало обнаруженных и условно уничтоженных подводных лодок в ходе различного рода учений и выходов в море.

В лейтенантские годы Журавлев начинал службу в должности командира штурманской боевой части (БЧ1) на МПК. Затем получил хлопотную должность помощника командира. Эта веха становления флотского офицера должна была дать ответ на вопрос: способен ли он в будущем занять место на командирском мостике? Дело в том, что с должностью помощника командира корабля справляется не каждый, слишком уж широк круг обязанностей, приходится заниматься всеми вопросами боевой учебы и жизнедеятельности корабля, а в отсутствие командира быть способным полноценно заменить его, причем в любой обстановке. Словом, такая должность является своего рода практическим экзаменом для будущего командира.

Этот экзамен Вячеслав Журавлев выдержал, его успехи были по достоинству оценены командованием. После окончания Высших специальных офицерских классов офицер был назначен на должность командира МПК «Казанец». А вскоре пришли первые победы, когда по итогам учебного года его корабль стал одним из лучших на Балтийском флоте.

А потом новое назначение, новый корабль. Капитан 3 ранга Журавлев не перестает учиться. Многое он почерпнул из опыта командира тактической группы кораблей капитана 2 ранга Андрея Шабашева, которого Вячеслав по праву считает своим наставником. Он не раз говорил Журавлеву во время выходов в море, что тактическая подготовка экипажа не только основывается на специальной и общей выучке, боевой слаженности действий, но и является средством комплексной отработки задач. Поэтому весь экипаж, находясь в походе, должен не терять времени, постоянно повышать свою выучку.

В Корабельном уставе Военно Морского Флота должностным обязанностям командира корабля отводится целых 55(!) статей. Наряду с общими обязанностями есть и обязанности по подготовке к плаванию, в плавании, в случаях аварий, при постройке и ремонте кораблей, при приеме и сдаче корабля. И все это командиру надо знать и неуклонно выполнять, потому что он является прямым начальником всего личного состава корабля. Даже присутствие на борту старших начальников не снимает с него ответственности за корабль и выполнение своих обязанностей. А в случае аварии и невозможности спасти корабль командир покидает его последним. Этими положениями, очевидно, и подчеркивается тот факт, что командир корабля ключевая фигура на флоте.

С самого начала по приходу на «Зеленодольск» у капитана 3 ранга Журавлева сложились нормальные служебные отношения с подчиненными. Многих он уже знал. Это командир электромеханической боевой части капитан-лейтенант Владислав Чипа, командир минно-торпедной боевой части старший лейтенант Петр Редченко, командир радиотехнической боевой части Сергей Садовченко и другие. Все они подготовленные офицеры, не раз отличались при выполнении учебно-боевых задач, имеют добротную флотскую закалку. Авторитетом в коллективе пользуются также опытные специалисты, знатоки флотского дела мичманы Дмитрий Калинников, Юрий Пробочкин. Словом, в своем большинстве экипаж состоит из опытных специалистов. Они уверенно справляются с задачами в море и одновременно передают свой опыт, обучают личный состав.

За последние месяцы экипажу «Зеленодольска» помимо вышеупомянутых учений пришлось решить немало задач в море.

Сложным и весьма интересным было, например, выполнение противолодочных задач в удаленных от нашей базы полигонах Балтийского моря, вспоминает командир корабля. Действовали мы и в одиночку, и в составе корабельной поисковой ударной группы (КПУГ). Особый интерес этот выход представлял прежде всего потому, что мы работали с реальными целями, то есть с подводными лодками. Своего рода поединки в море. Чтобы одержать победу, нужно проявить изобретательность, а порой и хитрость. Моряки старались отстоять честь корабля, и это нам удалось.

Памятно всем и учение по обеспечению высадки десанта на морское побережье. Нет, морской пехоты на корабле не было, задача противолодочникам состояла в том, чтобы ни одна субмарина противника не смогла прорваться к кораблям и атаковать конвой. Ответственность была большая. В реальной боевой обстановке даже одна подводная лодка, если ей удастся совершить атаку, может создать много хлопот вплоть до того, что сама высадка десанта может быть сорвана. Поэтому нужно всеми силами не допустить подхода субмарин на линию атаки. И выполняется эта сложнейшая задача не только в самом районе высадки, но и задолго до этого, в ходе перехода корабельной десантной группы морем. На том учении экипаж «Зеленодольска» сработал отлично, задачу свою противолодочники выполнили в полном объеме. В итоге десантные силы успешно совершили переход морем и атаковали побережье, занятое противником.

…О боевой учебе капитан 3 ранга Журавлев рассказывает охотно, потому что она является стержнем жизни экипажа и его деятельности как командира. И процесс этот не прекращается. Вот и во время нашей беседы в каюту постучали, дверь отрылась, и появился бравый лейтенант:

Товарищ командир, прошу вас посмотреть планы.

Оставьте, через 15 минут заберете.

День уже клонился к вечеру, а рабочий день у Вячеслава Журавлева был в самом разгаре. Буквально через несколько дней экипажу «Зеленодольска» запланирован контрольный выход в море: будут сдавать курсовую задачу.

Кажется, все готово, отработано, признается Вячеслав на прощание, но все равно волнуюсь.

И это понятно, ведь он командир корабля, а значит, за все и за всех в ответе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 30 | 0,925 сек. | 8.68 МБ