Сейчас уже не достаточно кто из поколения 20 – летних и младше сумеет поведать чего-нибудть вразумительное о знаменитом русском герое – Дмитрие Михайловиче Карбышеве. Его фамилия на слуху, в главном, из-за огромного количества нареченных в честь него улиц городов постсоветского места, пореже встречается нареченные в честь него учреждения (к примеру, школы), но это всего только оставшиеся осколки той легенды о человеке, судьба которого была известна когда-то каждому пионеру в любом уголке СССР…
Дмитрий Карбышев родился 26 октября 1880 года в Омске в семье военного бюрократа. В молодом возрасте Дмитрий остался без отца, но, решил идти по его стопам и в 1898 году он окончил Сибирский кадетский корпус, а через два года – Петербургское Николаевское военно-инженерное училище. По окончании училища Карбышев в чине подпоручика назначается на службу ротным командиром в 1-й Восточно-Сибирский сапёрный батальон, который размещался в Маньчжурии.
Дмитрий Карбышев участвовал в русско-японской войне: в составе собственного батальона он крепил позиции, занимался наведением мостов и установкой средств связи. Показал себя храбрым офицером в боях под Мукденом, и логично, что за два года этой войны Карбышев пятью орденами и 3-мя медалями.
В 1906 году Дмитрия Карбышева увольняют из армии в припас: согласно документированным источникам – за агитацию в то беспокойное революционное время посреди боец. Через год, но, Карбышев опять был призван на службу в качестве командира роты сапёрного батальона: его познания и опыт понадобились при перестройке крепостных сооружений во Владивостоке.
Закончив в 1911 году с различием Николаевскую военно-инженерную академию, Дмитрий Михайлович получил предназначение в Брест-Литовск, где он учавствует в строительстве фортов Брест-Литовской крепости.
Первую мировую войну Карбышев встречает в составе 8-й армии генерала А. А. Брусилова, которая вел войну на Карпатах. В 1915 году Карбышев – один из интенсивно атакующих крепость Перемышль, в боях он получил ранение в ногу. За героизм, проявленный в этих схватках, Карбышев получает орден святой Анны с клинками и делается в подполковники.
В Красноватую Гвардию Дмитрий Карбышев вступил в декабре 1917 года, со будущего года он уже в составе Красноватой Армии. Во время Штатской войны Карбышев помогал крепить военные позиции по всей местности страны – от Украины до Сибири. С 1920 года Дмитрий Михайлович – инженерный начальник 5-й армии Восточного фронта, чуток позднее он назначен ассистентом начальника инженеров Южного фронта.
После Штатской войны Карбышев преподаёт в Военной Академии имени Фрунзе, с 1934 года он работает педагогом в Военной Академии Генерального Штаба. Посреди слушателей Академии Карбышев воспользовался популярностью. Вот что вспоминает о нём генерал армии Штеменко: «…от него пошла возлюбленная поговорка сапёров: Один сапер, один топор, один денек, один пень. Правда, ее переиначили острословы, по-карбышевски она звучала так: Один батальон, один час, один километр, одна тонна, один ряд».
В 1940 году Карбышев в звании генерал-лейтенанта инженерных войск, а в 1941 году ему присвоена учёная степень доктора военных наук (его перу принадлежат более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству, военной истории). Его теоретические пособия в вопросах инженерного обеспечения во время боевых операций и стратегии инженерных войск числились основополагающими материалами при подготовке командиров Красноватой Армии перед Величавой Российскей войной.
Дмитрий Карбышев участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, разрабатывал советы по инженерному обеспечению прорыва полосы Маннергейма.
Начало Величавой Российскей войны застало Карбышева в штабе 3-й армии городка Гродно. Дмитрию Михайловичу предлагают для возвращения в Москву выделить транспорт и личную охрану, но, он отрешается, предпочтя отступать совместно с частями Красноватой Армии. Попав в окружение и попытавшись выкарабкаться из него, Карбышев был тяжёло контужен в ожесточённом бою (близ Днепра, в Могилевской области), и в безотчетном состоянии пленён германцами.
Отныне начинается трёхлетняя история кар
бышевского пленения, его скитания по нацистским лагерям.
В гитлеровской Германии Карбышева отлично знали: уже в 1940 году IV управление РСХА Имперского управления безопасности открыло по нему особое досье. Досье имело необыкновенную пометку и проходило по категории учета «IV D 3-а», что означало, — кроме наблюдения за деятельностью, — использовать особенное воззвание в случае захвата в плен.
Собственный лагерный «путь» он начал в польском городке Остров-Мазовецкий, куда его выслали в распределительный лагерь. Скоро Карбышева посылает в лагерь польского местечка Замостье, Дмитрия Михайловича поселяют в барак №11 (позднее прозванный генеральским). Расчёт германцев на то, что после лишений лагерной жизни, Карбышев согласится сотрудничать с ними, не оправдался, и весной 1942 года Карбышева перевели в офицерский концентрационный лагерь городка Хаммельбург (Бавария). Этот лагерь, состоящий чисто из контингента русских пленных офицеров и генералов, был особым, — в задачку его управления входило хоть какими способами склонять заключённых к сотрудничеству с нацистской Германией. Вот поэтому в его атмосфере соблюдались некоторые нормы законности и человечного воззвания. На Дмитрия Карбышева вобщем эти способы не действовали, конкретно тут родился его лозунг: «Нет большей победы, чем победа над собой! Главное — не пасть на колени перед врагом».
С 1943 года «профилактическую работу» с Карбышевым ведёт прошлый офицер королевской российской армии Пелит (броско, что этот Пелит когда-то служил вкупе с Дмитрием Михайловичем в Бресте). Полковника Пелита предупредили, что российский военный инженер представляет для Германии особенный энтузиазм, соответственно, необходимо приложить все усилия для вербования его на сторону нацистов.
Узкий психолог Пелит взялся за дело с основанием: играя роль опытного вояки, далёкого от политики, расписывал Карбышеву все достоинства перехода на немецкую сторону (фантастические по собственной сущности). Дмитрий Михайлович, но, сходу раскусил хитрость Пелита и стоял на своём: Родину не предаю.
Гестаповское командование воспринимает решение использовать несколько другую стратегию. Дмитрия Карбышева вывозят в Берлин, где ему организовывают встречу с Гейнцем Раубенгеймером, известным германским доктором и знатоком фортификационной инженерии. В обмен на сотрудничество он предлагает Карбышеву условия для работы и проживания на местности Германии, делавшие бы его фактически свободным человеком. Ответ Дмитрия Михайловича был исчерпывающ: «Мои убеждения не выпадают вкупе с зубами от недочета витаминов в лагерном рационе. Я боец и остаюсь верен собственному долгу. А он воспрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».
После такового твёрдого отказа вновь изменяется стратегия по отношению к русскому генералу-военнопленному – Карбышева посылают в концентрационный лагерь Флоссенбюрг, лагерь известный своими каторжными работами и воистину беспощадными критериями по отношению к заключённым. Шестимесячное пребывание Дмитрия Карбышева в аду Флоссенбюрга завершилось его переводом в нюрнбергскую гестаповскую кутузку. После которой темной каруселью закружились лагеря, куда определяют Карбышева. Освенцим, Заксенхаузен, Маутхаузен – эти воистину кошмарные лагеря погибели, через которые пришлось пройти и Карбышеву и в каких, невзирая на нечеловеческие условия существования, он до последних собственных дней оставался волевым и несгибаемым человеком.
Умер Дмитрий Михайлович Карбышев в австрийском концлагере Маутхаузен: промерз, будучи облит водой на морозе… Умер геройски и страдальчески, так и не предав свою советскую Родину.
О подробностях его смерти стало понятно со слов майора канадской армии Седдон Де-Сент-Клера, который также прошёл Маутхаузен. Это было одно из первых достоверных сведениях о жизни Карбышева в плену, — ведь он тогда в СССР числился пропавшим без вести ещё в самом начале войны.
В 1946 году Дмитрию Карбышеву было присвоено посмертно звание Героя Русского Союза. А 28 февраля 1948 года были открыты монумент и мемориальная доска на том месте бывшего концлагеря Маутхаузена, где был изуверски замучен генерал-лейтенант Карбышев.