Возрастная психогигиена-1

Подвижность, любознательность, активность в общении со взрослыми благоприятствуют быстрому психическому развитию и проявляются в усложнении игровой деятельности, стимулирующей творческие способности, воображение, фантазию. Возраст 4—6 лет отличается значительной силой эмоциональных реакций, которые к этому времени становятся уже дифференцированными. В связи с несдержанностью эмоциональных проявлений дети этого возраста особенно нуждаются в терпеливой коррекции их поведения со стороны взрослых. Попустительство минутному желанию, удовлетворение капризов и прихотей могут способствовать формированию патологических черт характера: не зная ни в чем запрета, такие дети, будучи уже взрослыми, обнаруживают потребности, значительно превышающие возможность их удовлетворения. В результате возникают постоянное недовольство своим социальным положением (каким бы оно ни было), периодически — конфликтные ситуации, истерические реакции. Наоборот, воспитание в условиях постоянного запрета может вызвать у ребенка стойкую реакцию протеста, негативизм. Ребенок становится непослушным, делает все наоборот, растет упрямым, поступает часто вопреки здравому смыслу — лишь бы настоять на своем.
Разумное руководство поведением ребенка предусматривает воспитание и тренировку его тормозных реакций. В семьях, где взрослые не сдерживают себя, раздражаются, одергивают детей, часто огорчают их, не удается воспитать у детей полноценные тормозные реакции. Человек вырастает легко возбудимым, нетерпеливым, неуживчивым, что создает много проблем как для него самого, так и для его окружения. В возрасте 6—7 лет ребенок и сам уже начинает затормаживать некоторые свои реакции, научается сдерживаться. В этом возрасте у него уже настолько развито самосознание, что он в состоянии выделить себя из окружающего и противопоставить себя окружающему. Деятельность становится все более осознанной. Такой уровень психического развития позволяет начать систематическое обучение ребенка по специальной программе.
Таким образом, основой психогигиены детей младшего возраста является правильно, с учетом возрастных психофизиологических особенностей организованная система воспитания. Все, что окружает ребенка, должно оптимально воздействовать на него: внешний вид и поведение взрослых, обстановка в детском коллективе, игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, животные, природа, режим дня и т. д. Акцент здесь должен быть сделан на повышении уровня психогигиенического образования родителей.
Школьный возраст и психогигиенические аспекты обучения
В этом возрасте проблема воспитания не менее актуальна, чем в младшем. Вместе с тем на первый план выдвигается задача систематического обучения, поэтому воспитание оказывается включенным в этот процесс. Оптимальное решение психогигиенических вопросов обучения предусматривает необходимость следующих условий:
— положительное отношение ребенка к обучению, интерес к изучаемому материалу и чувство удовлетворения при достижении успехов;
— регулярность и систематический характер обучения;
— соответствие учебной нагрузки и требований психологическим возможностям ребенка;
— наличие психологического комфорта в семье и в школьном коллективе, теплые, неформальные взаимоотношения между преподавателями и учащимися;
— твердый распорядок дня, один и тот же режим труда и отдыха;
— правильно, с учетом психофизических особенностей школьника сбалансированное соотношение умственной и физической нагрузки;
— забота о крепком и достаточном по времени сне;
— исключение возможности курения, употребления алкоголя и наркотиков;
— постоянное сотрудничество семьи и школы.
Соблюдение всех этих условий способствует успешному развитию психических процессов и гармоничному развитию личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,104 сек. | 11.43 МБ