Врач больной и время-1

В настоящей книге медицинские проблемы рассматриваются сквозь призму взаимосвязей здоровья, болезни и социальных условий жизни, здравоохранения вчера, сегодня и завтра, в нашей стране и за рубежом, общества и медицины. Особое внимание уделено этико-психологическим аспектам последней.
Обязанности врача суть права больного. Взаимоотношения их — понятие двустороннее. Нельзя рассматривать отношение врачей к больным в отрыве от отношения общества и больных к врачам.
Не об этом ли, в частности, свидетельствуют изданная в Германской Демократической Республике книга М. Meischke (1961) с примечательным названием «Как я отношусь к своему врачу», раздел из румынской монографии V. Sahleanu, A. Athanasiu (1973), посвященный … воспитанию больных, и подзаголовок в статье М. G. Secundy и V. Katz (1975), касающейся врачей и больных, — «Курс по мастерству общения»?!
Медицина — во многом человековедение. «Медицина есть энциклопедия жизни… — говорил известный хирург профессор В. Л. Боголюбов (1928). — Кто же, как не врач, видит… рождение, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, боль, страдания и радости, все величие и всю ничтожность человеческой души, и все это — все в новых формах и проявлениях?!»
Да, врачебные наблюдения дают основания для многих раздумий.
Что определяет отношения врача и больного в настоящее время? От чего зависит авторитет доктора? Что представляет собой врач как пациент, когда он сам болен? Как уживаются культура и интеллигентность, с одной стороны, с верой в хилеров и знахарей, с другой? Что питает самоуверенность тех, кто, не разбираясь в медицине, пытается безапелляционно судить о том, что для нее хорошо, а что плохо? Эти и ряд других вопросов вставали передо мной на протяжении всей моей врачебной деятельности.
На некоторые из них ответила жизнь. Немало было почерпнуто из бесед с коллегами и пациентами. Все это, а быть может, и время заставили многое увидеть по-новому, хотя в целом укрепили в прежних суждениях. Есть среди них, вероятно, и спорные.
Однако следует ли защищать только устоявшиеся точки зрения в связи с тем, что они уже победили? Надо ли оперировать лишь аксиомами только потому, что их не надо отстаивать?
Отношения больного и врача в нашей стране определяются прежде всего гуманизмом нашей идеологии.
Социалистический гуманизм красной нитью проходит и через кодекс здоровья — принятые Верховным Советом СССР Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.
Закон четко определяет права населения и обязанности врачей, охраняет профессиональные права, честь и достоинство медицинских работников. Но отношения между людьми можно регламентировать лишь в главном, основном. Жизнь противоречива, нестандартна, многогранна, как и люди, сидящие по разные стороны стола врачебного кабинета.
Я просмотрел книги по деонтологии и врачебной этике, изданные в начале века. Наравне с вечными вопросами (требования к личности врача, врачебная тайна и пр.) в них много и таких, которые для советских врачей звучат более чем необычно; «сословные вопросы» врачебной практики, «обман и лихоимство при требовании гонорара», обязанности лейб-медиков по отношению к «высочайшим особам», надзор за проституцией, правомочность требования врача об уплате денег вперед и т. п.
Какая пропасть лежит между нашим сегодняшним днем и этими проблемами, часть которых, как, например, использование медицины как средства наживы и обогащения, до сих пор актуальны для большинства зарубежных стран.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,154 сек. | 11.43 МБ