Врач сам лекарство-9

Своими сказками Корней Иванович помогал малышам развивать основные нормы человеческой нравственности. Он никогда не сомневался в том, что основная задача детского писателя «…какою угодно ценою воспитан в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». В любом деле, в любой профессии безразличие приводит к ремесленничеству.
Б. В. Петровский указывает: «Любовь к профессии, уважение к больному, отношение к социально-гигиеническим проблемам и охране здоровья человека как к высокому гражданскому долгу, стремление быть на уровне современных знаний самому и передать в разумных пределах медицинские познания населению — все эти качества прививаются будущему врачу с самого начала его обучения.
В наше время неизбежно влияние на сознание и профессиональную деятельность врачей узкой, а порой и чрезмерной специализации. Характерно все более широкое использование достижений науки и техники, приборов и аппаратов, которые помогают установить правильный диагноз и лечить больного с учетом его трудовой обстановки и характера профессии, условий жизни, эмоциональной сферы, духовного мира. Воспитывая и подготавливая врачей и весь медицинский персонал, мы стремимся избежать многих теневых сторон узкой специализации и технизации, формировать врача широкого, общественного профиля, знающего жизнь и умеющего оказывать положительное влияние на самого больного и его семью.
В связи с этим возросшие сложности проблемы деонтологии резко повышают требования к врачу в вопросах этики, психологии и гуманизма».
В настоящее время в Советском Союзе подготовка врачей и фармацевтов осуществляется в восьмидесяти трех медицинских вузах и на девяти соответствующих факультетах университетов, в которых обучается свыше 300 тыс. студентов.
«Не о знаниях вы только должны заботиться, но и о сердце»,— писал в своей книге «Мысли и афоризмы о врачебной этике» знаменитый польский врач В. Беганьский около 80 лет назад.
Недавно был проведен опрос студентов второго курса лечебного факультета Московского медицинского стоматологического института. Тема его: «Какими качествами должен обладать врач». 45% студентов ответило, что это любовь к людям, 33%—совершенное владение профессией, 16%—глубокое осознание долга, 12%—доброта, 10%—самопожертвование и 3%—чуткость. По-видимому, понятия глубокое осознание долга, доброта, самопожертвование, чуткость можно объединить до некоторой степени условно в одно понятие любви к людям, так как у многих студентов нет еще единства в определении этих категорий. Но 33% опрошенных студентов, которые указали, что ведущим качеством у медика должно быть совершенное владение профессией, настораживают и вызывают чувство тревоги.
А. М. Горький справедливо заметил: «Развитие человека с некоторой поры идет криво — развивается ум наш и игнорируется чувство». Под понятием «чувства» в этом случае он имел в виду те высшие, сложные чувства, отличные от первичных биологических чувств.
Совершенное владение профессией у врача должно быть чем-то нечто самим собой разумеющимся. Сейчас в медицинских вузах страны работают свыше 3 тыс. докторов и почти 18 тыс. кандидатов медицинских наук. Ежегодно страна получает десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, готовых оказать врачебную помощь на самом высоком уровне. Но оказывается гораздо труднее воспитать в будущем враче те этические нормы, которые крайне необходимы в его работе. Чувство любви к людям необходимо развивать с первых же дней поступления в медицинские вузы. Именно развивать уже заложенное чувство.
Если молодой человек спросит, какими качествами, особыми чертами характера должен обладать человек, решивший посвятить себя делу врачевания, «самому прекраснейшему из искусств» по образному выражению Б. Рамаццини, автора классической медицинской книги «О болезнях ремесленников» (1700 г.), то без сомнения ему можно ответить: настоящим врачом можно стать лишь только тогда, когда ты готов принести любые жертвы, выдержать любые испытания ради спасения больного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: