Национальный конкурс танцев как раз относится к таким мероприятиям, когда отдыхающих среди зрителей — меньшинство. Конкурс называется фестивалем бальных танцев Чехословакии, в котором участвуют представители самодеятельности, победившие на областных смотрах. Состоит конкурс из двух частей. Первую именуют латинскими танцами, подразумевая танцы современных ритмов, например ча-ча-ча, самбу, румбу, рок-н-ролл, польку. Вторую часть составляют так называемые традиционные танцы — вальс-бостон, танго, вальс и т. д.
Член жюри, приехавшая на конкурс из Словакии, поделилась таким любопытным наблюдением: два вида танцев— классические и современные — в своеобразной форме передают изменение положения в обществе мужчин и женщин. В классических танцах ведет мужчина, и красота танцевального рисунка во многом зависит от его умения представить публике себя и свою даму. В современных танцах у мужчины нет ведущей роли, оба партнера выступают на равных, более того, партнер должен скорее аккомпанировать исполнительнице главной партии — женщине.
Отражают ли танцы социальную жизнь общества или нет, могут точно сказать разве что социологи и искусствоведы. Но то, что закончилась эра положения мужчин как единственных добытчиков в семье, не вызывает сомнения. В Чехословакии число работающих делится примерно поровну между обоими полами.
Однако вернемся к танцам как к части культурной жизни Карловых Вар, и не к тем, где большая часть выступает в роли пассивных зрителей. Обратимся к многочисленным залам, которые приглашают всех желающих послушать музыку и потанцевать.
По субботам и воскресеньям гостеприимно распахиваются двери нескольких ресторанов и кафе, которые превращаются в танцзалы. Ресторан «Отава», что расположился в центре города, видимо, типичен в этом отношении. Правда, в нем под танцзал отводится только одна половина помещения, в другой — обычный ресторан. Плата за вход в зал, где собираются желающие потанцевать, вполне умеренная — 7 крон (около 80 копеек).
Прежде всего о названии ресторана и страницах его истории, потому что здесь каждый дом имеет свою историю. Слово «Отава» означает название реки, протекающей в Западной Чехии. Ресторан и одноименная гостиница существуют 170 лет. На здании мемориальная доска в честь пребывания здесь Н. В. Гоголя. Таким образом, под обычную «танцульку» отдано вполне респектабельное заведение.
Ко времени нашего прихода веселье было в разгаре. Ансамбль из четырех музыкантов и певца лихо исполнял чешские и словацкие народные песенки вперемежку со шлягерами наших дней. Посетителей за столиками не видно— все отплясывают, плотно сгрудившись на площадке возле музыкантов.
Вот музыканты грянули знакомую собравшимся мелодию, и танцующие, взявшись за руки, закрутились в похожих на хороводы замысловатых вензелях. Поет почти весь зал, каждый сам себе певец и танцор. В песне шуточки, балагурство, чуть-чуть бражное веселье. Ходят кругами девчонки и парни в джинсах, а вместе с ними грузноватые санаторники старших возрастов.
Народные песни и танцы здесь не умерли и не стали достоянием лишь фольклорных ансамблей или клубной самодеятельности. Может быть, причина этого в широких возможностях танцевального отдыха, который представляет собой часть образа жизни, норму досуга.
Музыка не ограничивается современными ритмами и народными песнями Чехии и Словакии. Проходивший мимо нашего столика скрипач уловил русскую речь, и своеобразным сувениром для гостей стала «Калинка», в мелодию которой органически вплетались ритмы чешской польки и чардаша.