Врачующая роль культурной среды-3

Не опасаясь впасть в религиозность, автор посоветовал бы, если бы зашел разговор об интересных строениях Карловых Вар, посмотреть храмы четырех вероучений, каждый из которых по своему примечателен. Католический храм Марии Магдалины, построенный в 1731—1737 годах рядом с гейзером, завораживает обилием скульптур, картин, лепных украшений — всем, чем знаменито праздное барокко. У нас сооружений в таком стиле мало. Пожалуй, наибольшее сходство имеют некоторые костелы Львова.
В путеводителях по Карловым Варам храм Магдалины называют самым ценным архитектурным памятником города. Мелодичный звон его колоколов представляет существенную часть звукового фона курорта. А бой курантов по ночам доносится до самых отдаленных санаториев, давая повод для бесконечных дискуссий о том, чему он больше помогает — сну или бессоннице.
Другой храм принадлежит методистской церкви. Он меньше размером, ведь народу приходит сюда не так уж много. Храм, построенный в конце XIX века в романтическом стиле, скорее напоминает замок, чем прибежище верующих. Его шпили устремляются в небо, придавая законченность поднимающейся круто в гору улице Замецки врх. Деловая, если допустимо такое определение, лишенная помпезности обстановка храма бросается в глаза, как только переступаешь его порог. Все предельно просто. На стенах вывешены номера молитв, которые надлежит читать в тот или иной день: приходи и сам себе служи обедню.
Однако скромность интерьера методистского храма уступает той атмосфере аскетизма, которая царит в гуситской церкви. Ее простое, мало приметное здание расположилось у самой реки в верхней части города, сразу же за водолечебницей № 1. Гуситская церковь — одна из наиболее поздних. Ее официальное оформление произошло только в 1918 году. Но появилась она как антипод католицизму. В проповедях ее патрона, причисленного к лику святых, магистра Яна Гуса, разоблачалось ханжество католических священников, которые увещевали паству отказываться от земных благ, а сами втайне предавались всем земным грехам и порокам.
Из-за приверженности прихожан учению Яна Гуса эта церковь сама по себе представляет памятник истории. Кажется, ее стены и убранство воспроизводят настроение таборитов, пытавшихся создать общество равноправных людей, в котором не было бы привилегий и имущественных различий. Движение гуситов, как известно, было подавлено, но оно послужило началом многих социальных процессов, и не случайно в Чехии и Словакии крепостная зависимость крестьян была отменена в 1781 —1785 годах (ранее, чем произошла буржуазная революция во Франции).
Еще один интересный храм расположился в курортной части города на подступах к вершине Петра I, если подниматься со стороны Садового источника. Это православная церковь в традиционно русском стиле поздней постройки. Сооружение ее на рубеже XIX и XX веков служит свидетельством большого притока сюда отдыхающих из России. Автор проекта, местный архитектор, за образец взял старинную церковь в бывшем подмосковном селе Останкино.
В книге «Заграничные курорты» издания 1911 года приводятся адреса многих отелей, где гарантировалось обслуживание с учетом вкусов приезжающих из России. Эти отели группируются преимущественно в районе православной церкви. Невдалеке жил и И. С. Тургенев.
Во всех трех крупнейших курортных городах Западной Чехии — Карловых Варах, Марианских Лазнях и Франтишковых Лазнях — стоят православные церкви, построенные примерно в одно время по проекту одного и того же архитектора. Две из них в интерьере просты. Но одна — в Марианских Лазнях — примечательна. Ее алтарная часть целиком составлена из художественно выполненных фарфоровых элементов. Гиды Марианских Лазней утверждают, что подобного нет нигде в мире.
Эстетический ансамбль Карловых Вар не ограничивается архитектурой, в него входят творения всех муз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,191 сек. | 17.37 МБ