Разделяй избрал «летающие грузовики» к огорчению, не русского производства

Разделяй избрал «летающие грузовики» к огорчению, не русского производства

Индия модернизирует военно-транспортную авиацию: на замену Ил-76 и Ан-32 приходят C-17. Почему же выбор не пал на наши новые машины?

Индийские военные подписали с Boeing договор ценой 4,1 млрд баксов на поставку в 2013–2014 годах 10 томных транспортников C-17A Globemaster III. В Рф, привыкшей к тому, что большая часть авиапарка ВВС Индии – наша «поляна», достаточно болезненно воспринимаются любые чужие успехи на этой ниве. Такие, к примеру, как триумф европейцев, чьи средние истребители вышли в конец индийского тендера. Но что мы могли бы предложить нашим давнешним партнерам по ВТС?

Америкосы на входе…

Сообщения о том, что Разделяй планирует приобрести за океаном 5 C-17 за 1,7 млрд баксов, появились осенью 2009-го. Через год во время визита в Индию президента Обамы было подписано предварительное соглашение о поставке уже не 5, а 10 «Глоубмастеров».

Сумма сделки не оглашалась. Это, во-1-х, очевидно свидетельствовало о напряженном торге, а во-2-х, о том, что изначальная стоимость, выставленная янки, навряд ли воспринималась сторонами как окончательная. Подтвердилось данное предположение в апреле этого года, когда топ-менеджеры «Боинга» на публике опровергали показавшуюся в прессе цифру 5,8 млрд баксов. А в качестве догадок фигурировал спектр от 4 до 7 млрд.

В конце концов, к июню все разрешилось. Индийцы агрессивно настояли на собственном: покупка С-17 обойдется им в 4,1 млрд баксов. При всем этом в стандартных критериях офсета Разделяй не двинулся ни на пядь: 30 процентов от объема договора должно быть реинвестировано «Боингом» в индустрия Индии. Попутно индийская сторона недвусмысленно указала на крайнюю потребность в щите для проведения высотных испытаний авиадвигателей и аэродинамической трубе, способной работать на сверхзвуковых режимах. Кстати, достаточно уверенно звучат голоса, утверждающие, что эта 10-ка самолетов станет не последней партией C-17 и общее их количество в ВВС Индии достигнет 16–18 машин.

Разделяй поочередно «рассаживает» игроков, желающих вкусить пирога индийского оружейного рынка. Например, тех же янки вкупе с россиянами достаточно агрессивно выставили с конкурса по среднему истребителю. Но, как лицезреем, это не воспрепядствовало РСК «МиГ» продолжать работы, связанные с поставками палубных МиГ-29К и модернизацией сухопутных «29-х» в версию МиГ-29UPG.

«Боинг» же после провала «Супер Хорнета» обрел договор на «Глоубмастеры». Не забудем также, что компания передает Индии противолодочные самолеты P-8 Poseidon (до 2013 года Разделяй получит 12 «Посейдонов»).

…А российские – на выход?

В главном индийская военно-транспортная авиация (246 самолетов) употребляет машины русского производства (105 – Ан-32, 24 – Ил-76). Они же вполне закрывают нишу больших «летающих грузовиков». Но в связи с их постепенным выводом из состава ВВС потребовалась подмена.

Более легкие Ан-32, разработанные некогда специально для Индии и поставлявшиеся ей в 1984–1991 годах, сейчас проходят модернизацию на Украине. Практически не так давно ВВС Индии возвратили первую пятерку самолетов – уже в версии Ан-32RE. Подмена навигационного оборудования и части БРЭО дозволит модернизированным машинам послужить в индийской авиации еще какое-то время. В предстоящем, если веровать индийским военным, часть их будет списана в пользу все тех же «Глоубмастеров».

Появляется закономерный вопрос: почему отдано предпочтение янки, а не нам? Тому – масса обстоятельств.

Для начала необходимо подчеркнуть, что имеющиеся в ВВС Индии русские транспортные самолеты являются «уходящими». В основном это касается Ил-76, так как на этот момент эти машины ни в Рф, ни в бывших республиках СССР не строятся: Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова, называя вещи своими именами, «разукомплектовано» в пользу русского завода в Ульяновске. Там планируется поставить в серию новые самолеты Ил-476, но ранее еще очень далековато.

То же самое касается и Ан-32. Поменять его вначале планировалось так именуемым MTA – опять-таки разработанной специально для Индии версией проекта среднего транспортника Ил-214. Но годы идут, а проект и сейчас там. Ил-476 в о
тличие от него уже хотя бы готовят к выпуску.

Обычно принято гласить, что индийцы приобретают самолет в пару раз дороже, чем обычный Ил-76. И формально это вправду так: на данный момент один таковой транспортник (без дополнительных услуг и поставок) можно по итогам иорданского договора на Ил-76МФ-ЭИ осторожно оценить в полсотни миллионов баксов. С учетом интеграции огромного количества западной авионики и БРЭО от самых различных производителей (обычное требование индийцев) – до 70–75 миллионов.

Но тут сходу появляется несколько тонкостей. Во-1-х, Индия покупает самолет практически с полуторакратным перевесом в грузоподъемности. Во-2-х, заказана машина с куда более современным оборудованием, при этом как в части авионики и остального пилотского «хайтека», так и в чисто конструктивном выполнении салона-«трансформера», позволяющего стремительно и отлично работать с различными типами грузов. В-3-х, Ил-476 достаточно очень подрастет в стоимости, когда сойдет со стапеля, и соблазнительный спред меж нашим и южноамериканским технико-коммерческими предложениями сократится.

И, в конце концов, главное. За огромные либо маленькие средства, но на данный момент заказывать у Рф в сути нечего. Ранее Ил-76 выпускали в Ташкенте, и существовали полностью радужные до поры до времени планы интеграции АПО имени Чкалова в состав Объединенной авиастроительной компании. Но история уже упоминавшегося иорданского договора, чуток было не сорванного обеими высочайшими производящими сторонами, кивающими друг на друга, на фоне верно проявленного нежелания узбекских властей отдавать завод в руки русских менеджеров окончила судьбу этого предприятия. По ряду данных, на данный момент там намереваются оборудовать несколько цехов под отверточную сборку автомобилей.

Новый ульяновский Ил-476 осторожно планируется к постановке в серию в 2012 году, и пока он не рассматривался Разделяй как кандидатура при обновлении авиатранс-портного парка. Но совсем не исключено, что самолет еще поборется за место в ВТА Индии. Основания для надежды есть. Имеются в виду обычная привычка индийцев «диверсифицироваться» и очень отменная практика использования «старших братьев» Ил-76, скопленная индийскими летчиками. Но для этого придется сделать машину как минимум не ужаснее в эксплуатации, чем «Глоубмастер», к моменту гипотетичных поставок Разделяй уже будет с чем ассоциировать. А легкость в эксплуатации и управлении «в сопоставлении с Ил-76» индийцы ставили в качестве 1-го из критерий при выборе С-17.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: