Демонтаж капитализма и конец Эры Пирамид

Демонтаж капитализма и конец Эры Пирамид

КРИЗИС-МАТРЁШКА
Демонтаж капитализма и конец Эры Пирамид

Андрей Фурсов — российский историк, социолог, публицист, устроитель науки

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС, начавшийся в 2007 г. в США и сейчас охвативший на самом деле весь мир, нередко ассоциируют с кризисом 1929-1933 гг. Последний, в свою очередь, был финишной фазой затяжного кризиса 1873-1933 гг. Кстати, с этим долгим кризисом, эру которого голландский историк Я. Ромейн именовал водоразделом, часто ассоциируют кризисную хронозону, начавшуюся в 1970-е, а ещё поточнее — в 1973 г. и продолжающуюся до сего времени. Кризис водораздела 1873-1933 гг. был временем пересдачи карт социальной игры (Ф. Бродель), пересдачи Карт Истории, и те, кто ухватил главные козыри, оказались на жеребце прямо до новейшей пересдачи, начавшейся в 1970-е годы. Более того, у их хорошие шансы в новейшую эру добавить к старенькым козырям новые. Так сказать, средства к деньгам. Вобщем, возможно окажется и пепел к пеплу — это как Бог бросит кости.

Значение кризиса 1873-1933 гг. безоговорочно. Вот тогда сформировались главные субъекты (игроки, агенты) ХХ века: денежный капитал, его брат-враг революционное социалистическое движение, спецслужбы, организованная преступность; вот тогда сформировались главные противоречия, которые пришлось разрубать ХХ веку: британско-немецкие, американо-британские, немецко-русские; вот тогда была определена философская и научная повестка денька ХХ в., упали последние империи Старенького Порядка, который буржуазия разламывала с конца XVIII в., оформились государственно-монополистический капитализм (ГМК), коммунизм — системный антикапитализм, фашизм, национал-социализм и национально-освободительное движение. И, все же, более правильным представляется ассоциировать водораздельный кризис конца ХХ — начала XXI в. не с ромейновским, а с кризисом 1490-1560-х годов, кризисом намного более масштабным, чем такой 1870-1930-х годов, а главное — системным.

Ромейновский кризис был структурным, то был переход от одной структуры капсистемы к другой, тогда как в конце XV — начале XVI в. рождалась сама капсистема, появлялись её базисные университеты: рынок, правительство, политика и др. Т.е. появлялось то, что слабнет, тает и отмирает в критериях кризиса конца ХХ — начала XXI в., одним из эпизодов которого является финансово-экономический кризис, стартовавший в 2007 г. Выходит, водораздельный кризис конца ХХ — начала XXI в. — системный и знаменует кризис и конец капитализма как системы? Скажу сходу — да, это конец капсистемы, причём процесс этот происходит не только лишь стихийно. Он также является результатом сознательных действий вершины мирового капиталистического класса, нескольких сот (максимум тыщи — полутора) семей, властелинов колец капиталистического Мордора, которые демонтируют капитализм в собственных собственных интересах — интересах сохранения власти, льгот и богатств. Но до того как разбирать этот вопрос, взглянем на другие системные кризисы — это нужно для наилучшего осознания того кризиса, в каком мы живём и который, подобно водовороту, способен унести нас в Мальстрём Истории.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИ Ближний к нам системный кризис — кризис феодализма и появления капитализма, кризис длинноватого XVI века (1453-1648 гг.), решающая фаза которого пришлась на 1490-1560 годы. Основная загадка этого кризиса — генезис капитализма.

Посреди разных концепций генезиса капитализма есть две базисные — Карла Маркса и Макса Вебера. Веберовская концепция появления капитализма из духа протестантизма несостоятельна сначала эмпирически: она базируется на материале одной из германских земель, хронологически отражающем очень маленький период времени.

В марксовом разъяснении неувязка заключается в последующем. Согласно общей теории Маркса, переход от одной системы к другой — соц революция — происходит тогда, когда производительные силы старенькой системы перерастают её производственные дела, последние ломаются, и появляется новенькая система таких отношений, которые адекватны производительным силам-переросткам. Если б Маркс был прав, то любая новенькая соц система (формация) стартовала бы с уровня производительных сил, более высоча

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: