Два оперативно-стратегических удара – два финала

Два оперативно-стратегических удара – два финала

Посреди обилия событий и фактов истории нападение японского флота на главную военно-морскую базу США Перл-Харбор в декабре 1941 года занимает особенное место. Перл-Харбор чуть не с самого начала сделался именованием нарицательным, используемым каждый раз, когда необходимо выделить сокрушительный разгром.

Тема этой военной катастрофы была необыкновенно обширно «проэксплуатирована» янки в целях приобщения к мировой военной истории и даже сонму жертв неспровоцированной злости: нужно ведь было как-то морально «отмываться» за Хиросиму и Нагасаки. Не обошлось и без масштабной интриги: америкосы до 7 декабря 1941 года пребывали в состоянии такового миролюбия и самоизоляционизма, что президенту США типо ничего не оставалось, как скрыть свою осведомленность о готовящемся нападении на Перл-Харбор. Но пилотируемые самураями пикирующие самолеты и вид дымящихся перевернутых американских линкоров на акватории бухты Оаху разбудили добродушно спящую страну, начавшую свое восхождение к славе фаворита и положению супердержавы.

Сейчас, по прошествии 70 лет, уместно обратиться к этой поворотной точке во глобальной истории задумчиво и непредвзято ради извлечения нужных уроков. Ведь история, понятно, имеет обыкновение повторяться и наказывать за невнимание к для себя, некорректно истолкованные факты и неправильные выводы.

Формально нападение на Перл-Харбор вправду было блестящей операцией, смело спланированной, пунктуально приготовленной и верно проведенной японским императорским флотом. Она была призвана, по плану ее разработчиков, в купе с одновременным сокрушительным разгромом англо-американских сил в западной части Тихого океана поставить противника перед необходимостью подписания резвого и прибыльного для Стране восходящего солнца мира. Создателям «восточного блицкрига» он представлялся даже более скоротечным и более масштабным и громким, чем план «Барбаросса».

Броско, что особенностью современного исторического подхода к рассматриваемым событиям и фактам стал обычай трактовать их с глубочайшей убежденностью, как будто финал был практически на 100% закономерен.

Но суровый и ответственный исторический подход, предполагающий продуктивное внедрение истории, принуждает избегать тенденциозного, поверхностного, скоропалительного дела к событиям и фактам, а опирается лишь на беспристрастный анализ. Полностью это относится и к событиям вокруг Перл-Харбора 7 декабря 1941 года. Они ведь максимально назидательны.

Но сама операция менее чем аналог нападения британского флота на Таранто и итальянский флот в нем за год до Перл-Харбора. Правда, это еще наименее популярная история, дающая, вобщем, повод заподозрить японцев в плагиате.

Бес Скрывается В ДЕТАЛЯХ

Если установлена аналогичность операций, никуда не деться от их сопоставления. Хотя на 1-ый взор что здесь ассоциировать: на Перл-Харбор и базирующийся в нем Тихоокеанский флот США обвалился 2-мя волнами воздушный флот противника – более трехсот самолетов, самых совершенных на тот час, с самыми приготовленными в то время экипажами. В налете на Таранто участвовало в 18 раз меньше машин, ну и какие! Тихоходные примитивные бипланы с неубирающимися шасси типа «Суордфиш» не могли даже в первом приближении конкурировать с японскими «Кейтами», «Вэлами» и «Зеро». Меж тем объекты нападения и нанесенный противнику вред как раз соизмеримы.

На Перл-Харбор базировался Тихоокеанский флот США с восемью линкорами (ЛК) и 3-мя авианосцами (АВ) в ядре, всего – 93 боевых корабля и вспомогательных судна.

В Таранто супермарина сосредоточила в ночь перед нападением тоже фактически весь собственный флот (около 70 надводных кораблей и вспомогательных судов) с шестью ЛК в ядре, два из которых вообщем были новыми кораблями, в то время как все американцы-ЛК были ветеранами постройки времен Первой мировой войны со скоростью, не превышавшей 20–22 узла. При том что американских авианосцев в денек нападения в базе не оказалось, характеристики операций и в особенности утраты в их соизмеримы. По одному ЛК оказалось уничтожено (во всяком случае, «Кавур» до окончания боевых действий ввести в строй не удалось), 6 и три

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: