Две огромные разницы

Как понятно, все сегодняшние русские генералы и офицеры проходили когда-то курс военной истории и в училищах, и в академиях. Но, похоже, не каждый представитель высшего и старшего командного состава вдумывался в сущность событий давнешнего и недавнешнего прошедшего, извлекая уроки из опыта именитых полководцев. А меж тем поверхностное знакомство с ратной летописью Отечества чревато грустными последствиями. Попробую показать это на примерах 2-ух штурмов — крепости Измаил 11 декабря 1790 года и городка Сурового 1 января 1995-го.
Две большие разницы

Взятие Измаила — беспримерный случай в военной практике. Вправду, «не Измаил, но армия турецкая истреблена в укреплениях пространных». Были не только лишь преодолены стенки, считавшиеся неодолимым препятствием, обороняемые бессчетным храбрым противником, да и уничтожено засевшее за ними войско. После настолько убедительной виктории появилась необходимость осмыслить, каким же образом удалось достигнуть неописуемого фуррора.

Разъяснения обычно сводятся в главном к двум положениям. Дескать, Суворов разработал на уникальность уникальный план овладения крепостью. Но в реальности диспозиция командующего, даже если вчитаться в нее с пристрастием, максимально ординарна и основывалась не столько на различного рода военных премудростях, сколько на здравом смысле.

Две большие разницы

Кроме этого, повествуется о каких-либо особых новациях в боевой подготовке российских боец намедни штурма. А именно, в ходу легенда, согласно которой Александр Васильевич приказал-де выстроить валы и отрыть рвы наподобие измаильских и ночкой «чудо-богатыри» под управлением Суворова обучались их преодолевать. Но вот незадача: высота крепостного вала достигала 9-12 м, его облегал ров шириной около 12 м и глубиной 6-10 м (местами с водой до плеч). Чтоб тренировать войска, нужно оборудовать место занятий как минимум на батальон (а лучше на полк). Сейчас остается прикинуть, какова будет протяженность этого участка по фронту, взять карандаш, калькулятор и посчитать объем нужных инженерных работ. Потом составить график вывода подразделений на надлежащие экзерциции. Самое главное при всем этом не запамятовать, что на все у Суворова имелось восемь дней и с шанцевым инвентарем в те времена дела обстояли более гнусно, чем два века спустя. Если все нареченное выше принять во внимание, рассказы об укреплениях, схожих измаильским, уже не будут смотреться настолько убедительными.

Две большие разницы

Что все-таки вышло по сути? Обратимся к фактам.

Когда в российский лагерь под Измаилом пришло весть, что командующим войсками, собранными для штурма крепости, назначен Суворов, эта новость, как искра, облетела роты, эскадроны, сотки, батареи. Современники отмечают: все оживились, все знали, чем кончится осада. «Как только прибудет Суворов, крепость возьмут штурмом», — гласили бойцы, офицеры, генералы.

Две большие разницы

А сейчас представим настроение в частях Объединенной группировки намедни нового 1995 года, когда им сказали о смене командующего. Военнослужащим было полностью индифферентно, кто ими управляет — Иванов либо Петров.

Две большие разницы

Рано днем 2 декабря 1790 года, преодолев выше 100 верст, к Измаилу подъехали два наездника, забрызганные грязюкой: Суворов и сопровождавший его казак, который в небольшом узелке вез все имущество 60-летнего генерал-аншефа. Раздалась приветстве

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: