Когда споры о перспективах русской оборонки доходят до танковой отрасли, алармисты, как обычно, употребляют стандартный набор резонов. Сначала, это претензии к «бесконечным» модернизациям «устаревшего» Т-90 и стенания по поводу танка «Черный орел», который, по их воззрению, непременно должен пойти в серию. По другому – все пропало.
Еще время от времени приходится слышать претензии на тему движков. Дескать, новый дизель для русских танков уже разрабатывается-разрабатывается больше 20 лет, да никак не разработается. И уже на базе этого выражения возводится целая логическая конструкция на тему… Сами понимаете, на какую.
Только этих самых алармистов можно называть только любителями техники, а конкретно разработкой занимаются мастера. Танковые движки в нашей стране конструируют мастера из челябинского ГСКБ «Трансдизель». Было бы разумно поинтересоваться на тему движков грядущего у представителей предприятия, а не у различных самодеятельных профессионалов.
Этим вопросом и озаботились в журнальчике «Арсенал. Военно-промышленное обозрение». В 5-ом номере журнальчика за текущий год были приведены слова генерального директора «Трансдизеля» В. Мурзина, согласно которым новый движок серии 2В, получивший обозначение А-85-3, уже существует и прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых. На момент интервью было сделано 16 новых движков.
Не так давно ГСКБ «Трансдизель» опубликовало свойства мотора А-85-3 (время от времени обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 либо 12Н360). Это дизельный четырехтактный движок жидкостного остывания. 12 цилиндров расположены по Х-образной схеме и имеют общий объем практически 35 л.. Имеется газотурбинный турбонаддув. Смесь появляется методом конкретного впрыска горючего. Степень сжатия в цилиндрах – 11. А-85-3 выдает до 2000 об./мин. и развивает номинальную мощность в 1500 л.с. Если использовать форсирование, то движок может дать до 2,2 тыс. л.с. При всем этом указывается возможность «снятия» форсирования, что понижает мощность до 1200-1300 л.с., но существенно увеличивает ресурс мотора.
Скажем прямо, свойства солидные. Но появляется вопрос: почему эти движки не ставят на, например, новейшую версию Т-90 с знаками «МС» в заглавии? По идее, это должно еще больше сделать лучше танк: модернизация хоть какой военной техники на данный момент, само собой, как и раньше просит улучшения не только электрической аппаратуры, да и механических частей машины. Естественно, можно сделать и так. Если б не одно «но». Движок А-85-3 вначале проектировался как полностью новенькая силовая установка для полностью новых танков, таких как будущая «Армада». Можно оснастить им и Т-90, но этот шаг может не оправдать себя. Что-то схожее уже было посреди 80-х. Тогда на опытнейший танк «Объект 187» пробовали установить 16-цилиндровый Х-образный движок. Попытка в конструктивном плане удалась, но в серию так и не пошла. Дело в том, что движок 2В-16 востребовал радиаторы огромных размеров, что сказалось на размерах всей кормы машины. Может быть, «обновка» в неких смыслах того и стоила, но экономически и технологически она оказалась нерентабельна. Следующие работы проявили, что дизели сильнее 1600-1650 л.с. требуют таких размеров радиатора, что еще проще и прибыльнее поставить наименее привередливый движок, пусть даже и ценой понижения мощности. Ну и не следует забывать, что имеющиеся движки, к примеру В-92С2 танка Т-90, вполне отвечают текущим требованиям и не имеют суровых приреканий. По этому поводу можно вспомнить тесты танка Т-90С в Малайзии. Тогда танки гоняли по всем типам дорог, по пересеченной местности, по песку и затопленным рисовым полям, на их форсировали водные преграды глубиной до полутора метров и держали движки на холостом ходу по 8 часов. И все это в тропических критериях: температура около 40° и влажность до 90-95%. После всех этих издевательств движки остались в удовлетворительном состоянии, а все проблемы можно было устранить силами экипажа при использовании возимого
комплекта запчастей.
Очередной резон против обновления силовой установки «старых» танков. Исследования в области моторостроения для бронетехники проявили, что в критериях реальной эксплуатации более действенным в экономическом и техническом плане является движок, который обеспечивает удельную мощность в границах 20-25 л.с./т. Наименьшее количество «лошадок» на тонну веса машины не даст танку подходящей подвижности, а большее приведет к перерасходу горючего. Для танка Т-90 с его 46 тоннами боевой массы, таким макаром, полностью хватает тысячесильного мотора В-92С2 и удельной мощности около 21-22 л.с./т.
Так что на уже освоенных в производстве танках можно и необходимо бросить те движки, которые уже есть либо, в перспективе, ставить на их модернизированные варианты «старых» движков. А мотор А-85-3, как уже говорилось, будет устанавливаться на многообещающие машины.
Но нельзя обойти и ложку дегтя: почему же работа над движком заняла два десятилетия? Ответ предельно ясен: 1-ая половина этого срока пришлась на «развеселые» 90-е с их «любовью» к оборонному комплексу и размеренному и классическому недофинансированию. Последствия тех времен ощущаются и в моторостроении. Так, к примеру, В. Мурзин еще в 2007 году в корпоративном журнальчике ГСКБ «Трансдизель» отмечал, что российские движки отстают от забугорных в области систем подачи горючего и воздуха. Конкретно развитие этих частей мотора и позволяет забугорным разработчикам облагораживать свойства моторов разработки 70-80-х годов прошедшего века до применимого сейчас уровня. Не считая того, за рубежом наблюдается очевидная тенденция по разработке оборотистых дизелей с относительно малым объемом. Мурзин считает, что догнать соперников хотя бы по воздушным и топливным системам можно только методом сотворения отдельных КБ, которые будут заниматься только этой «частью» двигателестроения.
Но это вопросы, пусть наиблежайшего, но грядущего, а А-85-3 готов к серийному производству.