Гимнастика длядетей раннего возраста

Гимнастика в раннем детском возрасте используется для активации деятельности различных систем и органов организма ребенка. Широко применяется в домах ребенка, яслях, детских садах, лечебно-профилактических учреждениях и поликлиниках.
Детям до 3 месяцев гимнастика не проводится вследствие физиологической гипертонии мышц, не позволяющей применять физические упражнения. В возрасте 3—6 мес. начинают применять элементы пассивной гимнастики: скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, попеременное сгибание и разгибание ног, поднимание ног до образования прямого угла с туловищем и др. Большое значение имеют упражнения рефлекторного характера, выполняемые при активном участии ребенка: поворот со спины на живот, разгибание туловища и ног в положении лежа на животе на весу (рис.1) и др.
У ребенка 6—8 месяцев способность к произвольным движениям возрастает, они становятся более координированными. Ребенок самостоятельно переворачивается, в возрасте 7 месяцев встает на четвереньки, начинает ползать, с 8 мес. садится и встает на ноги и т. д. Поэтому упражнения пассивные и рефлекторного характера постепенно отменяют. В комплекс занятий включают в возрастающем количестве различные активные упражнения: поворот со спины на живот с придерживанием только за ноги (рис. 2); приподнимание на ноги из положения лежа на животе с поддерживанием за кисти рук или локти; присаживания потягиванием за согнутые в локтях руки или за отведенную в сторону выпрямленную руку (рис. 3); ползание на животе (рис. 4); переступание и др. К концу года активные упражнения усложняют: поднимание выпрямленных ног в положении лежа на спине; наклоны и выпрямления туловища в положении стоя (рис. 5); приседания при поддерживании за руки, ходьбу за каталкой и др.
Подбор физических упражнений для детей 1—3 лет должен соответствовать развитию двигательных навыков ребенка и содействовать своевременному появлению этих навыков, но без форсирования их развития. Ходьба и бег в этом возрасте еще несовершенны. Необходимо практиковать упражнения в разных видах ходьбы (перешагивание через палку, ходьба по наклонной доске). Навык бега закрепляется в играх и конкретных заданиях, например «добежать до флажков и принести их». Для обучения ребенка лазанью используют различные приспособления (рис. 6). С 2—2,5 лет ребенок может выполнять упражнения для развития прыжка: ритмичные приседания и выпрямления ног без отрыва их от пола, подскоки на месте и др.
Помимо индивидуальных занятий, большое значение имеют групповые физические упражнения и подвижные игры. Используются комплексы упражнений, вызывающие у детей интерес и доступные для выполнения, способствующие развитию основных функций организма, формированию правильной осанки, воспитывающие у детей умение действовать в коллективе (рис. 7—10). С детьми 2—3-летнего возраста и старше можно ежедневно проводить утреннюю зарядку: по 3—4 гимнастических упражнения, главным образом  игрового характера.

Рис. Гимнастические упражнения для детей раннего возраста:

1 — разгибание туловища и ног в положении лежа на животе на весу;
2 — поворот со спины на живот с придерживанием только за ноги;
3 — присаживание с поддержкой;
4 — ползание на животе с поддержкой;
5 — наклон туловища в положении стоя (а — первый момент, б — второй момент);
6 — лазанье по приставной лесенке;
7 — ползание на четвереньках по гимнастической скамье;
8 — поднимание выпрямленных ног до палки;
9 — приседание с палкой;
10 — приподнимание туловища на выпрямленных  руках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,104 сек. | 11.25 МБ