Повышение температуры тела является нормальной физиологической реакцией организма на инфекцию. Известно, что при повышении температуры до 38,5—39 °С происходит усиление иммунологических реакций, повышается образование антител, фагоцитарная активность лейкоцитов и пр. Усиление обмена веществ требует улучшения крово- и лимфообращения. Улучшается антитоксическая функция печени, происходит активная потеря жидкости через легкие, кожу, почки, что на фоне возмещения ее должно способствовать самоочищению организма. На положительном действии тепла основана система лечебной гипертермии, применяемая со времен Платона и Аристотеля.
Вместе с тем эта нормальная физиологическая реакция в силу различных причин может перейти в патологическую при наличии длительно существующей температуры (более 3 ч), индивидуальной непереносимости температуры отдельными детьми или чрезмерно высокого уровня температуры, когда ее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную систему станет сильным, а возможности компенсации повышенного уровня обмена веществ иссякнут.
Известно также, что не только внедрение в организм инфекции может служить источником повышения температуры. Температура тела повышается при воздействии физических и химических факторов, нарушении теплообмена, эксикозе (обезвоживании), нарушении электролитного баланса. Перечисленные выше факторы приводят к нарушению терморегуляции и гипертермии гораздо чаще у детей, чем у взрослых. Для детей более характерна и гипертермия, возникающая в послеоперационном периоде вне зависимости от того, произведена ли операция под наркозом или местной анестезией. Отмечено, что появлению гипертермии способствует гипотрофия.
При стойкой и высокой гипертермии возникают озноб и адинамия. Появляются симптомы, свидетельствующие о нарушении функции центральной нервной системы: галлюцинации (зрительные), клонико-тонические судороги, потеря сознания. Дыхание аритмичное, тахикардия, падение артериального давления. Возникшие нарушения могут явиться причиной смерти.
Лечение больных с гипертермическим синдромом начинают при повышений температуры до 38,5 °С и выше. Многое зависит от того, как конкретный ребенок переносит температуру. Если индивидуальные особенности ребенка приводят к тяжелому течению гипертермического синдрома при сравнительно невысокой температуре (около 38 °С), то и терапию начинают раньше. При температуре в пределах 37,5°С нет необходимости вводить жаропонижающие средства, так как подобное повышение температуры (особенно при инфекции) само по себе является защитным фактором.
Лечебная тактика при гипертермическом синдроме зависит от причины, которая его вызвала. Так, при наличии инфекции — это прежде всего борьба с ней (назначение антибактериальной и общеукрепляющей терапии, вскрытие гнойника и т. д.); при эксикозе — возмещение жидкости; при нарушении электролитного состава — коррекция его. Одни эти мероприятия способны в короткий срок привести к падению температуры до субфебрильного или нормального уровня. В том случае, если этих мероприятий оказывается недостаточно или гипертермия имеет центральный генез, связанный с нарушением деятельности гипоталамуса, применяют комплекс мероприятий, направленных на снижение температуры.
Этот комплекс включает в себя физические и лекарственные методы охлаждения. Физические методы правильнее использовать во избежание усиления теплопродукции, которую они могут вызывать, на фоне лекарственной терапии. К физическим методам относят: воздушную ванну; обтирание кожных покровов спиртом; прикладывание пузырей со льдом к голове и на паховые области; обдувание открытого тела ребенка вентилятором; реже применяют промывание желудка и сифонные клизмы холодной водой.
Последовательность медикаментозной борьбы с гипертермическим синдромом (при восполнении потребности организма в жидкости и электролитах) представляется следующим образом:
1. Использование ненаркотических анальгетиков. Широкое распространение нашли анальгин, амидопирин и ацетилсалициловая кислота. Для борьбы с гипертермией анальгин вводят из расчета 0,1 мл 50 % раствора на год жизни ребенка, 4 % раствор амидопирина из расчета 0,5—1 мл на год жизни ребенка; ацетилсалициловую кислоту назначают через рот в возрастной дозировке.
2. Если температура тела не снижается, вводят 2,5 % раствор аминазина в дозе 0,1 мл на год жизни ребенка.
3. В тяжелых случаях при отсутствии эффекта от вышеприведенной терапии назначают глюкокортикоидные гормоны.