Встречи с прошлым-6

Что же особо привлекало людей в Марианских Лазнях? Ответ дает случай, который с полным правом можно было бы назвать «феномен Гончарова». Русский писатель впервые приехал сюда в 1857 году, и с первых же дней его охватило творческое горение, результаты которого трудно соотнести с ограниченностью пребывания на курорте. Здесь была написана основная часть романа «Обломов». Но лучше всего обратиться к свидетельству самого писателя, к выдержке из его письма своему другу Львовскому: «Мариенбадская вода производит страшное волнение, так что полнокровным дают ее пить очень осторожно. Недавно в книге Франкля я прочел, что между прочими последствиями она производит расположение к умственной и духовной деятельности. Вот и секрет. К этому прибавь чудный воздух, движение по пяти часов в день, известную диету и отсутствие всякого признака вина и водки,— тогда станет понятно, как могла в месяц написаться вещь, не написавшаяся в восемь лет».
Дом, где в том году и еще восемь лет останавливался И. А. Гончаров, стоит на взгорье, откуда хорошо просматривается перспектива главной улицы, галереи, исключительно помпезная, построенная в форме ротонды церковь девы Марии, патронессы курорта, а рядом здания казино и императорских купален, вдали видны поросшие лесом склоны подступающих гор.
Город очень красив, более того, его можно назвать нарядным. Он представляет собой памятник градостроительства. В его строительстве, осуществленном за чрезвычайно короткий для тех времен срок — с 1808 по 1827 год, впервые в европейской практике использовался метод сооружения различных зданий по единому каталогу строительных деталей. Все эти детали, которые были отнесены к категориям столярных и слесарных, производились за много верст в старых городах и сюда привозились в готовом виде. Марианские Лазни поражают единством стиля и в то же время индивидуальностью каждого здания в отдельности. Архитектурная гармония порождает то же радостное чувство, которое появляется у человека, впервые встретившегося с ансамблями Ленинграда и его дворцовых пригородов.
Рядом с домом, где жил И. А. Гончаров, находится другой примечательный дом. Здесь Музей Максима Горького. Он расположен не на площади, а на узенькой улице, в тихом месте.

А. М. Горький жил здесь с ноября 1923 года до поздней весны 1924 года. Он приехал из Праги, сырая зимняя погода которой была ему противопоказана. А в Марианских Лазнях зимой прекрасно. Небольшой мороз, устойчивый снежный покров, чистый сухой воздух. Потому и лечатся здесь круглый год.
Писатель вел замкнутую жизнь, много гулял и работал. «Мариенбад — это один из прекрасных уголков страны,— сказал А. М. Горький корреспонденту «Мариенбадер цайтунг» (о чем газета поведала 19 февраля 1924 года),— здешний курорт облегчает недуги».
Произведение, созданное здесь А. М. Горьким, позволило лучше осознать нашу историю, значение Октябрьской революции, роль ее великого вождя. Но об этом лучше сказать словами из письма писателя, которое он послал 4 февраля 1924 года М. Ф. Андреевой:
«Получил твое — очень хорошее — письмо о Ленине. Я написал воспоминания о нем, говорят — неплохие. На днях пошлю для печатания на машине, что прошу сделать срочно, ибо их надобно печатать в Америке, Франции, России.
Писал и — обливался слезами. Так я не горевал даже о Толстом. И сейчас вот — пишу, а рука дрожит…
На душе — тяжело. Рулевой ушел с корабля. Я знаю, что остальная команда — храбрые люди и хорошо воспитаны Ильичом. Знаю, что они не потеряются в сильную бурю. Но не засосала бы их тина, не утомил бы штиль — вот что опасно.
Все-таки Русь талантлива…
Уход Ильича — крупнейшее несчастье ее за сто лет.
Да, крупнейшее.
Тебе — всего доброго, Мария, старый друг».
Тысячи людей из Чехословакии, из Советского Союза, из других стран проходят мимо стенда Музея М. Горького, где помещена факсимильная копия этого письма. И каждый уносит что-то очень важное для жизни, для труда, для утверждения нового строя, ради которого жил и боролся Ленин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: