Высшая нервная деятельность (6 уроков)

На данную тему  приходится основная работа по формированию очень существенного понятия — «высшая нервная деятельность животных и человека». Для его формирования учащиеся должны усвоить основные процессы, протекающие в коре головного мозга,— образование и торможение условных рефлексов.
Содержание понятия «высшая нервная деятельность человека» складывается из группы понятий, которые должны получить учащиеся: безусловный, безразличный и условный раздражители, безусловный и условный рефлексы и их дуги, условия выработки условных рефлексов, временная связь и механизм ее образования, разнообразие условных рефлексов, внешнее и внутреннее торможение, различение раздражений в коре, кора — орган взаимосвязи с внешней средой.
Усвоение этой группы понятий подготовлено знаниями, полученными при изучении предыдущих тем. Учащиеся располагают примерами условных рефлексов, знают, что они приобретаются на основе безусловных рефлексов. Для восприятия материала о физиологическом механизме образования временной связи у учащихся имеются знания о строении и анализаторных функциях коры больших полушарий и органов чувств.  А знания о торможении спинномозговых рефлексов, реципрокном торможении при координации движений помогут понять сложный материал о сущности и значении внешнего и внутреннего торможения.
Раскрытие содержания понятий о выработке и торможении условных рефлексов осуществляется на основе сведений о соответствующей методике изучения этих вопросов в лаборатории И. П. Павлова.
После изучения образования и торможения условных рефлексов и конкретного рассматривания примеров их биологического значения учащиеся усваивают понятие «роль коры больших полушарий» — органа взаимосвязи с внешней средой и органа приспособления к меняющимся условиям жизни.
Совершенно новым для учащихся является понятие «качественные особенности высшей нервной деятельности человека». Это понятие формируется на основе следующих понятий: слово как условный раздражитель особого рода; замещающая и обобщающая функция слова — основа отвлеченного мышления; анатомическая и физиологическая основа психических явлений — кора больших полушарий и идущие в ней процессы возбуждения и торможения; первенствующее значение раздражителей общественной среды.
Особую группу понятий, формируемых в теме, составляют понятия о гигиене нервной системы. Сюда относятся: значение состояния нервной системы для здоровья всего организма, защитная роль торможения, гигиена физического и умственного труда, влияние на нервную систему алкоголя и никотина, физиологическая природа и гигиена сна.
Изучение вопросов высшей нервной деятельности человека имеет большое антирелигиозное значение. Во всех религиях, даже самых «модернизированных» и различных по обрядам и морали, учение о душе как нематериальной сущности, не зависящей от тела, очень сходно. Критика антинаучности этих представлений на основе знаний анатомо-физиологических основ мышления и сознания — серьезный вклад в антирелигиозное воспитание. Вскрытие материалистических причин сновидений важно для разоблачения предрассудков и суеверий о пророческих снах.
Материал темы в целом сравнительно труден. Поэтому целесообразно почаще применять рассказ с элементами беседы.
Значительную помощь в усвоении материала оказывает показ учебных фильмов: «Условный рефлекс», «Торможение рефлексов», «Поведение животных».

Указания для демонстрации опытов

Выработка условных рефлексов. На уроках возможна демонстрация нескольких простых опытов по образованию и торможению условных рефлексов у кошек, собак, морских свинок, кроликов. Этих опытных животных нужно готовить заблаговременно, недели за 2—3 до демонстрации их на уроке. Учитель устанавливает, у кого из учащихся класса есть собака или кошка, выясняет, какие у этих животных выработаны условные рефлексы. Во внеурочное время ребята проверяют, насколько хорошо проявляются рефлексы у данного животного, можно ли их показывать в классе. Если у животных нет годных для демонстрации условных рефлексов, то можно дать задание учащимся выработать их, использовав в качестве условного раздражителя свисток, игру на губной гармошке, словесную команду, свет фонарика, какое-либо движение рукой. Если в уголке живой природы имеются кролики, ежи, черепахи и морские свинки, то на них, удобно показать в классе образование и торможение условных рефлексов, поручив юннатам проверить соответствующую, описанную в литературе методику этой работы. Некоторые рефлексы, например жевательный рефлекс, вырабатываются у морской свинки за 5—10 минут. Для этого надо подкармливание голодной морской свинки сочетать с постукиванием по столу в ритме ее жевательных движений. После 15—20 сочетаний свинка начинает при постукивании отвечать жевательными движениями. Торможение или угасание рефлексов вызывают применением условных раздражителей без подкрепления безусловными. За время от одного урока до следующего вполне возможно угасание любого условного рефлекса, исключая стойкие, давно выработанные. Внутреннее торможение лучше показывать на кролике, кошке, морской свинке. Внешнее торможение хорошо получается на любом рефлексе у всех животных. Нужно применить сильный посторонний раздражитель. При выработке различения раздражителей один из раздражителей, например звук, подкрепляют, а другие, сходные, не подкрепляют.

  • Урок на тему «Образование условных рефлексов»
  • Урок на тему «Торможение условных рефлексов»
  • Урок на тему «Высшая нервная деятельность человека»
  • Урок на тему «Связь сознания и мышления с функциями коры больших полушарий»
  • Урок на тему «Гигиена нервной системы»
  • Урок на тему «Сон и сновидения»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,099 сек. | 11.44 МБ