Дети и школа-4

Работы русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова и других указали миру, что в основе нашего сознания лежат определенные материалистические закономерности, что психические функции есть результат физиологической деятельности мозга. Следовательно, если упадок жизнедеятельности, снижение умственных процессов причинно обусловлены, следует не возмущаться, не констатировать, а искать причины и изживать их.
Активизировать работу мысли можно за счет правильного сочетания умственной нагрузки с трудовой деятельностью, но и физический труд должен быть интересным и должен соответствовать возрастным особенностям ребенка. Правильно организованный труд, по И. П. Павлову, является мышечной радостью, которая делает нас чувствительными к каждому биению жизни, к каждому впечатлению бытия. Но если мы всегда говорим ребенку «ты плохой», всегда своим отношением подчеркиваем его неисправимость, то этим ухудшаем дело. От этой безысходности он теряет веру в свои силы, инициативу, и в поведении появляются черты противодействия, что мы расцениваем как непослушание и упрямство. Но реагировать иначе ослабленная нервная система не может.
 «Чем больше я делаю ей замечаний, тем она больше молчит»,— говорила мне учительница об ученице, возмущаясь поведением девочки. И действительно, эта двенадцатилетняя девочка, сидя у меня в кабинете, очень долго и на мои вопросы отвечала шепотом, перейдя на обычную речь только в конце беседы, когда я попросила ее продекламировать любимое стихотворение. Девочка только что вернулась из больницы, нервная система у нее была ослаблена. В таких случаях сильные раздражители (крик, повышенный тон, наказание, угрозы) дают наименьший эффект, а иногда даже противоположный. С девочкой следовало говорить ласково и тихо; ни в коем случае не кричать на нее: это привело бы к лучшему результату.
Как в калейдоскопе, с различными вариантами проходят передо мной лица, фигурки, судьбы детей. В моих «записках» больше грустного и ошибок, допускаемых в воспитании. Иначе и не может быть. К врачу-психоневрологу попадают дети, с которыми стряслась какая-то беда, у кого не все гладко в их пока короткой, но полной сложности и переживаний жизни. В большинстве случаев эти беды устранимы. Все зависит от нас, взрослых, от нашего отношения к детям, от тех условий, которыми мы окружаем ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,130 сек. | 11.4 МБ