Дети и школа-5

Не понравился мне и класс «переростков», куда я была вызвана для осмотра детей один раз, поэтому данные об этом классе я не могу обобщать, но о впечатлении от него считаю необходимым сказать. В классе обучалось 17 учеников, которыми и педагоги, и врач интересовались мало. У этих школьников не было ни одной медицинской карты, тогда как они должны быть заведены на каждого школьника с первого класса и передаваться с личным делом, если его переводят в другую школу.
Не было и педагогических характеристик за каждый год учебы, что мешало сделать анализ, когда стали меняться характер и успеваемость учеников, а характеристики, которые были представлены на мой запрос, были написаны в один присест на одних и тех же бланках, одной и той же машинисткой, в одних и тех же выражениях, без всякой индивидуализации детей.
Для того чтобы было понятно, как формируется «переросток», я разберу жизненный путь только одного из них, так как путь остальных почти одинаков.
Я беру личное дело Валерия М., 15 лет 3 месяцев. Педагог пишет: «Не может учиться в школе. У него нет сдерживающих центров, он не может сидеть тихо или без постороннего дела: строгает, рвет бумагу, стучит, причесывает товарищей, вырывает волосы у соседа, ложится на пол, ползает по полу. Ко всему этому нет желания учиться, он во всеуслышание заявляет об этом каждый день. Его интересует столярное и слесарное дело. На замечание реагирует бурно, грубо, а на уговоры не обращает внимания». Личное дело написано очень небрежно, и очень трудно сделать вывод, как учился мальчик вначале и что помешало ему быть успевающим учеником. За первую, вторую и третью четверти первого класса он не аттестован, никто не мог объяснить, почему так случилось. В четвертой четверти у него все двойки, хотя оценка по поведению пять. В первом классе он был оставлен на второй год. Во втором классе имеются указания, что мальчик в первое полугодие пропустил 76 дней, во второе — 76 дней, по какой причине, нет указаний, но оценки у мальчика, несмотря на это, три, четыре, пять. В дальнейшем он начинает дублировать классы. Оценка 5 по поведению в четвертом классе сменяется тройкой, в четвертом классе учился три года, перейдя в пятый класс только за счет искусственного завышения оценок. Как же выглядит Валерий у меня в кабинете? Физически он отстает, речь с носовым оттенком, что указывает на неблагополучное состояние носоглотки. Одет небрежно и грязно. Никаких отклонений со стороны нервной системы нет. Не является он и слабоумным, хотя требуемых школьных знаний у него нет, нет и достаточного общего развития. Он развязно входит в кабинет и, зевая, садится на стул. При первых моих словах, сказанных спокойнее и тише, чем обычно, он настораживается, а на просьбу прочесть текст из книги отвечает отказом: «Я не умею читать», но потом читает охотно, правда, все время отвлекаясь. Увидев школьника, заглянувшего в дверь, кричит: «Я сейчас выйду и по шее дам». Постепенно он делается спокойнее, отвечает на вопросы, правильно освещая факты. «По поведению у меня два,— говорит Валерий,— никому не ставят лучше, балуемся все… всех дурачков собрали»,— с иронией, не лишенной критики, говорит Валерий. На мой вопрос: «Был ли ты пионером?»— отрицательно качает головой. «Не приняли из-за двоек»,— не без скрытой грусти говорит он. На просьбу перечислить знакомых поэтов, писателей, называет Пушкина, Гоголя, Шевченко, но тут же добавляет: «Я ничего не читаю, глаза болят, не привыкший читать». Говоря о своей неуспеваемости, поясняет: «Арифметику не учу, запустил очень». Искренен. Говорит, что не перейдет в следующий класс: «Чувствую, что останусь, в четверти одни двойки… ребята балуются, и сам балуешься». Когда мы с ним начинаем говорить о будущем, о том, что делать дальше, мальчик просит помочь ему устроиться на работу. «Люблю работу слесаря, столяра… совки делаю, чемоданчики, полочки,— с гордостью говорит Валерий,— и никогда не устаю… прямо пот, а я работаю. По труду у меня пять»,—добавляет Валерий. Директор школы мне также говорит, что на уроках труда Валерий преображается. Нужно ли Валерия держать в этом классе «переростков»? Нужны ли вообще такие классы? И разве не взрослые виноваты в том, что мальчик стал «переростком» и ведет себя, «как переросток», выражаясь языком педагога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,098 сек. | 11.43 МБ