Особенно трудны для диагноза первые заболевания. В разгаре эпидемии диагноз облегчается обнаружением сходных признаков с уже доказанными случаями. Важен эпидемиологический анамнез (наличие подобных заболеваний, охота на тарбаганов, контакт с грызунами и др.). Надо своевременно использовать и лабораторные методы.
Лабораторная диагностика. Для исследования на чуму от больных людей берут пунктат из бубона, содержимое пустулы и язвы, мокроту (легочная форма) и кровь. От трупов людей, умерших от чумы, и грызунов берут кусочки органов (печени, селезенки, лимфатического узла), а от загнивших трупов — костный мозг (кусочек трубчатой кости). Собранных блох разделяют по видам и, растирая в ступке 50— 100 блох, исследуют полученную суспензию.
Из материала готовят мазки, подсушивают, фиксируют их в этиловом спирте или смеси Никифорова (10—20 мин.), а затем окрашивают по Граму либо синим Леффлера. Обнаружение грамотрицательных биполярно окрашенных палочек овоидной формы (рис. 1) позволяет поставить предварительный диагноз чумы с учетом клинических и эпидемиологических данных. Окончательный диагноз ставят на основании выделения и идентификации возбудителя чумы.
Для бактериологического исследования производят посев на агар Хоттингера с добавлением стимуляторов роста (кровь, сульфит натрия, стимулятор Карнузиди и др.). При исследовании загнившего трупного материала и мокроты для подавления роста посторонней микрофлоры добавляют к агару генцианвиолет 1 : 100 000, борную кислоту (0,08—0,1% раствор). При подозрении на наличие бактериофага посевы на агар производят с антифаговой сывороткой, две капли которой наносят на поверхность агара, растирают шпателем, подсушивают и делают посев.
При выращивании посевов при t° 28° в течение 12—24—48 час. в положительных случаях отмечается начальный рост «платочков» (рис. 6), а потом формируются типичные колонии (рис. 2). Культуру идентифицируют как P. pestis, если она на агаре образует характерные колонии, растет в виде нежных хлопьев в бульоне, лизируется чумным бактериофагом при t° 22°, у зараженных лабораторных животных вызывает типичные патологоанатомические изменения.
Обязательно биологическое исследование материала. Биопробу ставят на морских свинках или белых мышах, которых заражают подкожно или внутрибрюшинно, а в случае загрязнения материала посторонней микрофлорой через скарифицированную кожу.
В зависимости от способа заражения животные гибнут от чумы через 3—9 дней. У павших животных отмечаются геморрагическое воспаление, кровоизлияния.
В мазках много чумных палочек, посевы дают обильный рост. Культуры чумной палочки легко дифференцируются от других патогенных бактерий. Труднее отличить их от возбудителя псевдотуберкулеза грызунов. Последний обладает подвижностью, не лизируется чумным бактериофагом до титра, ферментирует глицерин и рамнозу в первые сутки, вирулентен в S-форме, не агглютинируется противочумной сывороткой против фракции I. Дифференциация проводится по совокупности признаков.
Предложен ряд методов для ускоренного лабораторного диагноза чумы (при помощи люминесцирующих антител, при помощи бактериофага, внесенного на плотную питательную среду в момент посева, с применением ализариновых суспензионных агглютининов и др.).
Рис. 6. Начальный рост колоний чумного микроба (Х60).
Дифференциальный диагноз. В отличие от легочной чумы, при крупозной пневмонии объективные данные, особенно аускультативные, последовательно представлены ярче и полнее. Herpes simplex типичен для крупозной пневмонии. При этом заболевании гиперемия щек обычно более выражена на стороне пораженного легкого; такой избирательности при чумной пневмонии нет. Изменения нервной, сердечно-сосудистой системы при чумной пневмонии выражены резко и появляются рано, а при крупозной пневмонии они усиливаются чаще к 4—5-му дню болезни.
Трудны для дифференциальной диагностики случаи бронхопневмонии, особенно тяжелой гриппозной. Наиболее характерным для легочной чумы остается явное преобладание общих симптомов интоксикации над местными признаками воспалительного процесса в легких. Однако данные перкуссии и аускультации могут оказаться сходными.
Легочная чума может быть смешана с легочной формой сибирской язвы из-за тяжелого общего состояния, пневмонии, выделения кровянистой мокроты, краткости
болезни и частоты смертельного исхода. Сибиреязвенную пневмонию характеризуют ясные катаральные явления в верхних дыхательных путях в начале болезни (насморк, хрипота, слезотечение), сравнительно обильные данные перкуссии и аускультации, эпидемиологический анамнез. При кожной форме сибирской язвы локализация на открытых частях тела наблюдается чаще, чем при чуме, типично отсутствие болезненности кожных проявлений, дополнительное высыпание пузырьков вокруг струпа и струп более темного, даже черного цвета. Еще более характерна значительная, иногда резкая отечность и наличие ясных лимфангитов, но общая реакция и температура — ниже. Регионарные лимфадениты при сибирской язве встречаются реже, чем при чуме, и весь процесс в дальнейшем протекает более легко.
При сравнении туляремийного бубона с чумным надо учитывать более резкие контуры первого, меньшую болезненность, его и относительную редкость периаденита, данные анализа крови, кровяного давления, отсутствие опасных осложнений и обычно благоприятный исход болезни (Г. П. Руднев). В эндемичных местах необходимы бактериоскопические и бактериологические исследования и заражение животных. Язвы на коже при туляремии менее болезненны, чаще с наличием лимфангита и меньшей тяжестью общей картины болезни. Легочная форма туляремии отличается более легким течением и, как правило, благоприятным исходом. Отделение? же кровавой мокроты может изредка наблюдаться и у больных с туляремийной пневмонией.
Для острого сапа характерен умеренный подъем температуры, редко сопровождаемый ознобами. Типичен также ринит, чаще односторонний. Воспаление плевры редко» встречается у больных сапной пневмонией, при которой мокрота, если и содержит иногда примесь крови, но менее обильна и более вязкая, густая. При сапе характерны боли в костях, суставах и мышцах, часты абсцессы, иногда глубокие и многочисленные; вторичные сыпи на коже более многочисленны и полиморфны.
При банальных острых гнойных лимфаденитах нередко наблюдаются лимфангиты и местные отеки; часты воспалительные процессы в месте входных ворот инфекции. Общее же состояние легче, температура, ниже и нет резких нарушений сердечнососудистой и центральной нервной системы. Для дифференциального диагноза следует учесть также венерические бубоны, гидрадениты, поражения лимфатических желез туберкулезного характера, ангину Венсана, паротиты, вульгарные фурункулы и карбункулы, мелиоидоз, лимфогранулематоз, малярию, тифы, менингит и др.