В литературе можно найти и другие классификации ДМФП, не получившие, однако, широкого распространения. Так С. П. Летунов и соавт. (1968), положив также в основу классификации изменения ЭКГ, предлагали учитывать не степень этих изменений, а выраженность клинических проявлений. Первую группу характеризует бессимптомное течение, вторую нечетко выраженная клиническая симптоматика и третью — выраженные нарушения функции сердца. Такое деление вряд ли правомерно, поскольку все же именно изменения ЭКГ определяют степень поражений миокарда. С этой же точки зрения нельзя также принять классификацию, предлагаемую И. А. Емельяновым и В. С. Наливайко (1972), которые предлагают делить ДМФП на субклиническую (инаперцептивную), скрытую и клиническую стадии. Классификация Я. С. Вайнбаума, Л. М. Маркова и В. А. Варакиной (1971), в сущности, повторяет нашу классификацию, однако очень осложняет и запутывает ее. Стадии авторы называют степенью, оценки стадий не дают, почему-то привлекают миннесотский код, который никакого отношения к дистрофическим изменениям миокарда не имеет, в оценке изменений ЭКГ совершенно не учитывают очаговость, свойственную ДМФП. О неправильности разделения дистрофии миокарда на функциональную и органическую уже говорилось. Разделение по обратимости и необратимости этих состояний также не может быть принято, так как это относится к исходу. Ведь по изменениям ЭКГ без длительных динамических наблюдений этот вопрос решить нельзя, тем более, что срок нормализации ЭКГ может быть очень большим — от нескольких месяцев до нескольких лет (см. дальше). Л. А. Бутченко, М. С. Кушаковский и Н. Б. Журавлева (1980) предлагают классификацию, в основу которой положено наше разделение на 3 стадии по изменениям ЭКГ, только каждая из стадий электрокардиографически более дифференцированна. Однако авторы прямо связывают стадии ДМФП с обратимостью изменений ЭКГ, с чем согласиться нельзя. Прежде всего само понятие об обратимости недостаточно четко, во-вторых, обратимость изменений ЭКГ зависит не от их степени, а от их генеза. Можно привести много примеров, когда изменения ЭКГ I степени оказываются необратимыми, а при III степени они за более или менее длительный срок нормализуются.
Изменения ЭКГ при ДМФП неспецифичны и представляют собой нарушения реполяризации, встречающиеся при различных патологических состояниях. В настоящее время известно, что существуют десятки причин, вызывающих изменения конечной части желудочкового комплекса. Трактовка такого рода изменений ЭКГ всегда как коронарных нередко приводит к возникновению болей в области грудной клетки, обусловленных неврогенными и истерическими реакциями, чувством страха и т. д. Однако в ряде случаев генез этих изменений может быть проявлением миокардита, кардиосклероза, патологической гипертрофии и других состояний, и, наконец, различных дистрофических изменений, в том числе ДМФП. Б. В. Ильинский и С. П. Астраханцева (1967) описали такие изменения при остром нарушении мозгового кровообращения. С другой стороны, отнесение их у спортсменов всегда к проявлениям ДМФП также чревато тяжелыми последствиями, ибо не надо забывать о возможностях раннего коронарного атеросклероза, о том, что у спортсменов бывают инфаркты миокарда, миокардитический кардиосклероз и т. д.
Приводим несколько примеров изменений ЭКГ различного генеза у спортсменов.
Спортсмен Ш., 23 лет, мастер спорта по футболу с 8-летним стажем, в течение последних 4 лет жаловался на тупые неопределенные боли за грудиной, но продолжал тренироваться и выступать в соревнованиях. Год тому назад был сильный приступ загрудинных болей. Поскольку он сопровождался рвотой, врачи сочли, что это пищевое отравление. Несмотря на то, что боли за грудиной не проходили, спортсмен провел с зимы по осень 70 матчей и усиленно тренировался. Осенью из-за резкого учащения приступов был госпитализирован. После выписки снова начал тренировки, боли усилились, и он был направлен к нам на консультацию. При объективном обследовании, кроме ослабления I тона на верхушке, ничего патологического не выявлено. Реакция на функциональную пробу хорошая, содержание холестерина в крови в норме. Рентгеноскопически — небольшое увеличение левого желудочка. На ЭКГ определялись отрицательные разносторонние зубцы Т во II, III, на вдохе в AVF и однополюсных грудных от V1, до V5 отведениях, двухфазный Т в отведениях V6, снижение сегмента ST ниже изоэлектрического уровня во II, V6 и aVF отведениях (рис. 18, а). Эти изменения ЭКГ свидетельствуют о недостаточности коронарного кровообращения в гипертрофированном левом желудочке с большей интенсивностью ее проявления в области задней стенки в результате атеросклероза коронарных сосудов. Об этом говорят типичные заостренные, разносторонние отрицательные коронарные зубцы Т. Электрическая альтерация, возникшая во время выполнения 50 приседаний, может указывать на глубокие нарушения обменных процессов в миокарде под влиянием нарушений коронарного кровообращения. Спортсмену было запрещено заниматься спортом и рекомендовано длительное санаторно-курортное лечение. После этого состояние его улучшилось, исчезли боли за грудиной, на ЭКГ определялась четкая положительная динамика (рис. 18, б). Осенью спортсмен приступил к работе тренера: иногда беспокоит внезапно появляющаяся слабость. Через год ЭКГ без изменений.