Однако если у больного такие изменения еще можно трактовать как коронарную недостаточность, то у спортсменов их не следует всегда рассматривать как недостаточность коронарного кровообращения. Прежде всего спортом занимаются в основном молодые люди, у которых трудно предполагать такую степень коронарного атеросклероза, которая дала бы ЭКГ-картину недостаточности коронарного кровообращения. Трудно также у тренированных людей предполагать относительную коронарную недостаточность. Однако раньше эти изменения ЭКГ у спортсменов все же расценивали как проявления коронарной недостаточности или патологической гипертрофии. Вместе с тем спортсмены с такого рода изменениями ЭКГ длительное время не предъявляют жалоб, отлично себя чувствуют, устанавливают рекорды, и изменения ЭКГ обычно определяются случайно, при диспансерном обследовании.
Возникло предположение о связи этих изменений с нагрузкой, предъявляемой к миокарду спортсменов. Тщательные наблюдения, проведенные нами, показали, что описанные изменения находятся в тесной связи со степенью напряженности и другими особенностями процесса тренировки и их следует расценивать как проявление физического перенапряжения. Число спортсменов с такого рода проявлениями растет. Так, если в 1955 г. при изучении многих тысяч ЭКГ действующих спортсменов (Л. А. Бутченко) процент таких изменений составлял 0,75, то в 1960 г. (А. Г. Дембо и соавт.) их было выявлено 1,5— 2%, в 1964 г.— 8—10 % (А. Г. Дембо и соавт.), а в 1979 г.— 12—13 %. Иначе говоря, то, что было казуистикой, стало практической проблемой.
За исключением единичных работ, в которых приводится процент спортсменов с дистрофией миокарда вследствие физического перенапряжения от 2,9 до 4,9, все авторы единодушны в том, что число спортсменов с ДМФП в настоящее время достигает 12—15%. Некоторые авторы приводят еще более высокий процент —Т. В. Волчек (1978) — 16,7, Ю. А. Борисова (1978)—от 20 до 50 и т. д. Особенно тревожно, что среди юных спортсменов этот процент особенно велик — 27,4 [Шигалевский В. В., 1978], 20 [Пушкаренко Л. Е., 1975], 50 [Карповман А., 1975].
Все авторы, изучающие ДМФП у спортсменов, а их достаточно много и делается все больше, указывают, что число спортсменов с ДМФП увеличивается с ростом спортивной квалификации и особенно в периоды интенсивных тренировок при подготовке к соревнованиям. Не будет преувеличением сказать, что вопрос о ДМФП является сегодня основным в спортивной кардиологии.
В ряде экспериментальных работ [Саркисов Д. С. и др.,1966, 1969; Лихачева Н. Б. и др., 1970; Вайль С. С, 1976, и др.] показано, что при хроническом физическом перенапряжении в миокарде происходят деструктивные изменения ультраструктур миокардиальной клетки, в первую очередь митохондрий и миофибрилл, обеднение артериальной сети сердца вследствие запустения большого числа капилляров, нарушение углеводного обмена и т. д. Для обозначения таких состояний в литературе сейчас можно встретить термин «гиперфункциональная дистрофия». Работами Д. С. Саркисова, Б. В. Втюрина показана возможность обратного развития этого состояния.
Группа спортсменов с дистрофией миокарда вследствие физического перенапряжения впервые выделена нами еще в 1955—1960 гг. после тщательного и повторного клинического обследования, ЭКГ- и ВКГ- наблюдения, позволивших полностью исключить коронарные причины возникновения таких изменений.
В большинстве случаев это были перспективные, активные спортсмены, много тренирующиеся и показывающие отличные результаты. К сожалению, последнее обстоятельство давало повод относить эти изменения ЭКГ к так называемым особенностям спортсмена и не придавать им должного значения. Вместе с тем легкомысленное отношение к этим изменениям неизбежно приводит к тяжелым последствиям.