Движение — врожденная потребность

  • «Недуг № 1»
  • Каждый ребенок родится с потребностью двигаться, активно действовать. Когда мы видим, как ребенок хаотично сучит ручками и ножками, у нас может возникнуть обманчивое мнение, что эта деятельность бесцельна и не нужна. Но это не так. Попробуйте ограничить движение его головы, и малыш ответит на это гневом. Точно так же протестует ребенок — тужится, кряхтит и морщится,— когда мать в силу устаревшей традиции пытается туго запеленать его.
    На первом году жизни ребенок исключительно активен: он хватает игрушки, ощупывает их, вертит, бросает, поднимает, сосет, щупает. Позднее ребенок пытается ползать, подниматься и, схватившись за перила кроватки или манежа, подпрыгивает или раскачивается. Возня взрослых с ребенком, подбрасывание и имитация падения приводит малыша в восторг.
    Чем старше ребенок, тем менее бурно проявляется потребность в движении. Но и в дошкольном возрасте ребенок часто выводит из себя своих родителей: он постоянно норовит куда-то забраться, вскарабкаться, на прогулке то бежит вперед, то в сторону, то возвращается назад, припрыгивает и в целом проходит путь вдвое-втрое больший, чем родители. За столом он непоседа, вертится, болтает ногами, его трудно оторвать от игры и заставить спать. Потребность в движении ярко проявляется и при первых занятиях в школе: беготня по коридорам, свалки, катание по лестничным перилам — достаточное подтверждение этого. Дети компенсируют желание двигаться самыми неожиданными, подчас «дикими» и опасными для жизни способами. Чем обусловлена потребность в движении, или, как ее иногда называют, кинезфилия? Двигательная активность ребенка в первую очередь способствует росту и развитию самой мышечной системы. Чем активнее мышца, тем больше она получает крови, а вместе с нею питательных веществ и кислорода. Одновременно по двигательным нервам и мышцам поступают вещества, вызывающие трофические эффекты, то есть, сокращаясь, мышца развивает себя. Да и не только себя.
    В организме все взаимосвязано и обусловлено. Сокращающиеся группы мышц вызывают движения в суставах и способствуют росту костей. Но и это не все. От чувствительных аппаратов мышц, сухожилий и суставных сумок по чувствительным волокнам в центральную нервную систему непрерывно поступают нервные импульсы, сигнализирующие о местонахождении конечности, положении тела и т. д., те — о результатах действия.
    Наличие непрерывных циклических взаимоотношений между центральной нервной системой и мышцами — решающий фактор в обучении двигательным навыкам. В самом деле, первые движения ребенка спонтанны и неправильны. Новорожденный не может управлять своими движениями. Сгибание собственной руки на первых порах для него пугающая неожиданность. Совсем другую картину мы видим в три-четыре месяца: движения ребенка еще плохо координированы, размашисты, неловки, но он уже пробует схватить руками висящую перед ним игрушку. Он узнает, что у него есть пальцы, которые он при случае может использовать как соску.
    Электрические сигналы, поступающие от мышц, выполняют у ребенка и другую важную функцию — они способствуют развитию нервных клеток головного мозга. Сейчас хорошо известно, что растущий мозг нуждается в притоке разнообразных раздражителей, для него — это своего рода «нервная» пища, которая активирует работу нейронов и, следовательно, помогает им быстрее развиваться и устанавливать новые формы нервных контактов. Подобно мышце, развивающийся мозг требует активности, работы. И здесь мы наблюдаем «взаимовыручку»: мозг активирует работу мышц, а мышцы обучают и активируют мозг.
    И еще один важный аспект физической деятельности. Работающая мышца требует энергии и строительных материалов, доставляемых кровью. Значит, движения обязывают сердце, сосуды и другие внутренние органы определенным способом изменять свою деятельность в соответствии с двигательной программой. И чем больше натренирован организм, тем точнее и совершеннее осуществляется такое взаимодействие, получившее название «висцеромоторных рефлексов». Особо тесные взаимоотношения устанавливаются между мышечной деятельностью и сердцем. Чем больше работают мышцы, тем большая нагрузка падает на сердце, его сокращения становятся более четкими и более сильными, а само сердце со временем увеличивается в размерах и становится выносливее.
    И наконец, движение — один из главных способов познания окружающего мира. Движение — своего рода щупальца, длину которых ребенок может произвольно изменить: он может потянуться к игрушке, может поползти к ней, может перейти в другую комнату, чтобы найти интересующий его предмет, а школьник способен активно исследовать мир, совершая длительные экскурсии. Значение движений в познавательной деятельности очень ярко демонстрирует опыт на крысах. Одну из крыс запрягли в маленькую повозку и поместили в лабиринт, из которого она должна найти выход. Другая крыса находилась в повозке в качестве пассивного пассажира. И что же? Когда крыс вновь поместили в лабиринт, активная крыса сразу же нашла выход, а крыса-пассажир не смогла запомнить путь и была вынуждена блуждать по закоулкам лабиринта, то есть фактически обучаться заново.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий
    SQL - 45 | 0,103 сек. | 11.44 МБ