Дыхание (5 уроков)

В теме дается понятие о важнейшем жизненном процессе — дыхании. О процессе дыхания как газообмене учащиеся знают из курса зоологии. Теперь Нужно готовить учащихся к усвоению понятия о связи дыхания с обменом веществ, показать, что кислород необходим для энергетических обменных процессов в клетке и организме.
Для формирования общебиологических понятий о дыхании организма и значении кислорода в теме раскрывается содержание более частных понятий: строение органов дыхания (воздухоносные пути, гортань, легкие), газообмен в легких, механизм вдоха и выдоха, тканевый газообмен, нервная и гуморальная регуляция дыхательных движений.
Формирование понятия о регуляции началось в теме «Органы движения», затем в теме «Кровообращение» также показывались нервно-гуморальные влияния на сердце и сосуды. Теперь представляется возможность на конкретном примере взаимообусловленности вдоха и выдоха продолжать раскрывать принцип саморегуляции и выявлять связь нервных и гуморальных воздействий (влияние повышения концентрации углекислоты в крови на дыхательный центр).
Для учащихся не представляет трудности усвоение материала о безусловных и условных дыхательных рефлексах, так как эти понятия даются во всех предыдущих темах. На примере дыхательного центра развивается понятие о нервных центрах и рефлекторном принципе их деятельности. Все анатомо-физиологические понятия темы важны для формирования научно-материалистического мировоззрения.
Большое место в теме занимают гигиенические вопросы.
Учащиеся осознают значение пребывания на свежем воздухе, охраны органов дыхания в быту и на производстве. При формировании понятия о пользе физической культуры и спорта для развития органов дыхания используется еще более частное понятие— гигиена дыхательных движений. Усвоению этих понятий помогают знания о мышцах, участвующих в глубоком дыхании, и влиянии занятий спортом на органы дыхания.
Учащиеся усваивают практически важное понятие о профилактике заболеваний, связанных с заражением через воздух (капельная и пылевая инфекция). Выявление успехов по оздоровлению труда и быта в СССР будет способствовать воспитанию учащихся в духе советского патриотизма.
Все понятия учебного материала темы, за исключением понятий о механизме дыхательных движений и регуляции дыхания, несложны. Их усвоение подготовлено изучением курса зоологии и темами «Кровь» и «Кровообращение». Много опорных знаний для понимания вопросов темы дает изучение физики, химии (диффузия газов, образование двуокиси углерода), домоводства (гигиена жилища, борьба с пылью, роль проветривания). Поэтому преобладающим методом изучения материала должна быть поисковая беседа с довольно значительной степенью самостоятельности мышления учащихся. Большую методическую помощь в раскрытии содержания понятия окажут несложные эксперименты с дыхательными клапанами, моделью грудной клетки, тканевым дыханием.

Технические указания к опытам и оборудованию темы

К первому уроку надо заготовить: отрезки трахей и бронхов крупных птиц или мелких млекопитающих, легкое мелкого млекопитающего или кусок легкого крупного животного.
Ко второму уроку следует приготовить лягушку. У нее извлекается легкое как модель легочного пузырька. Сама лягушка используется для демонстрации передвижения туши или угольной пыли ресничками мерцательного эпителия.
Дли приготовления препарата легкого его вынимают из тела лягушки, надувают соломинкой и завязывают нитками. Препарат рассматривают под штативной лупой иди при мелом увеличении микроскопа.
Для демонстрации мерцательного эпителия у лягушки разрушают спинной и головной мозг, кладут на спину и открывают нижнюю челюсть (рис. 34). На поверхность нёба насыпают угольную пыль или тушь. Через некоторое время видно, что пыль движется в сторону глотки лягушки.
На этом же уроке демонстрируются результаты опыта с тканевым дыханием.
Последний опыт ставится следующим образом: за несколько часов до урока а широкую пробирку или склянку наливается известковая вода. Над нею на пробке укрепляется обнаженная лапка лягушки и пробка плотно закрывается (рис. 35). Лапка лягушки свисает над известковой или бариевой водой. Во вторую, контрольную, склянку наливается также известковая вода и она закрывается пробкой. Через часа 2—3 в первой склянке в результате дыхания тканей лапки хорошо видно помутнение известковой воды.
На третьем уроке используется модель грудной клетки (рис. 36). В целях усиления наглядности материале темы желательно сделать силами учащихся несколько самодельных таблиц, образцы которых приводятся при описании оборудования уроков.
В теме могут быть использованы фильмы: «Строение и функции органов дыхания» («Леннаучфильм», 1964), «Вдох и выдох» («Школфильм», 1948), «Регуляция дыхательных движений» («Леннаучфильм», 1958) и «Гигиена дыхания» («Леннаучфильм», 1965).

Рис. 34. Лягушка, подготовленная для наблюдения за передвижением туши или угольной пыли ресничками мерцательного эпителия
Рис. 35. Установка для опыта, показывающего тканевое дыхание:
1 — обнаженная конечность лягушки; 2 — известковая или баритовая вода
Рис. 36. Модель грудной полости (схема Дондерса) А. Выдох. Б. Вдох

  • Урок на тему «Значение дыхания. Строение органов дыхания»
  • Урок на тему «Газообмен в легких и тканях»
  • Урок на тему «Дыхательные движения»
  • Урок на тему «Регуляция дыхательных движений»
  • Урок на тему «профилактика болезней, передающихся через воздух»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,232 сек. | 11.43 МБ