Европа, Наша родина и душа Востока

Европа, Россия и душа Востока

В 1938 году увидела свет ломавшая стереотипы западного миропонимания работа германского философа Вальтера Шубарта «Европа и душа Востока», посвящённая истокам противоборства цивилизаций Европы как Запада и Рф как Востока. В отличие от иных изданий о Рф («Россия в 1839 г.» маркиза де Кюстина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына) «Европа и душа Востока» так и не попала в руки западного мещанина. Предпосылкой была ярко выраженная русофилия создателя. Такие книжки на Западе не печатали и не печатают…

Характеризуя культурно-исторический тип европейца и российского человека, В. Шубарт употребляет определения «прометеевский» и «готический». Европеец обладает «прометеевской» нравственной конституцией, в базе которой — взор на мир как объект, который должен покорить, подчинить, перестроить. Отсюда исконная злость Запада против Востока, желание Запада «цивилизовать» Восток.

В. Шубарт лицезрел задатки «прометеевской» морали в протестантско-католической идеологии и в распространении римской культуры на всю Европу. «Недостаточное осознание европейскими народами Рф – римское наследие», — подчёркивал он.

Российский, по В. Шубарту, – человек «готический», чьи внутренние помыслы обращены не столько на земное, дольнее, сколько на горнее (отсюда и сопоставление с готикой – строительным стилем, возносящимся к небесам). Взор «готического» человека на мир – это не взор плотоядного субъекта на пассивный объект. «Готический» человек считает целое и общее выше личного и личного, он стремится жить с миром в гармонии, а не заниматься его нескончаемой переделкой.

«Прометеевская» эра началась прямо за Реформацией, потом продолжилась Французской революцией и как результат привела к полному обезбоживанию европейской цивилизации. Что отличает человека «прометеевского» от «готического», то отличает его и от российского, утверждал В. Шубарт.

«Проклятье «прометеевской» культуры в том, что герой в ней деградирует до обывателя», — выносит В. Шубарт собственный диагноз Европе. Для западной культуры, которую германский философ именует «культурой середины», характерен эталон могущества среднего мещанина, буржуа, упивающегося своим индивидуализмом, примат материи над духом, идеология накопительства. Такая культура становится всё более сероватой, умственно маленькой, автоматической. Капитализм – финансовая форма «прометеевской» культуры.

Российская культура у В. Шубарта – «культура конца», она имеет апокалипсический нрав, ибо, пропитанная православными эталонами Королевства Божия, обладает метафизической глубиной и эталоном свободы.

В. Шубарт оказался на удивление чутким, обрисовав губительные веяния, которые уродуют культуру западных народов. В западной мысли он предвосхитил умственный переход от «Заката Европы» Освальда Шпенглера (1922 г.) к «Смерти Запада» Патрика Бьюкенена (2002 г.). Так, П. Бьюкенен безапелляционно выносит собственный приговор: Соединённые Штаты как детище западноевропейской культуры следуют по пути самоубийства. Дехристианизация поразила все сферы американской жизни, результатом чего стали сейчас калоритные признаки вырождения в виде апологии педерастии, воинствующего феминизма, доведённой до бреда «политкорректности», когда нет уродцев, а есть «люди с другой внешностью», нет матери и папы, а есть «родитель №1» и «родитель №2».

«Прометеевская» культура вымирает и убивает сама себя, гласил В. Шубарт, указывая на фактически полное отсутствие самоубийств в средневековой Европе, верной христианской традиции, и их эпидемию в Европе секуляризированной, отрекшейся от христианства.

В свою очередь, П. Бьюкенен, продолжая линию В.Шубарта, показывает на рост гедонистических настроений посреди янки как основную причину усиления вырожденческих тенденций. Уже с середины ХХ столетия многие постулаты и знаки христианства были отвергнуты янки как противоречащие «свободе вероисповедания», начался распад института семьи. Чем более гедонистическим оказывалось каждое следующее поколение янки, тем оно было политически безответственней и духовно ущербней.

Следует осознавать, что насаждаемая на Западе идеология мультикультурализма – это не жест обходительной открытости, а завуалирован

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,167 сек. | 12.45 МБ