Характер сновидений зависит от установленных И. П. Павловым (в 1932 и в 1935 гг.) «специальных типов» высшей нервной деятельности, свойственных людям и определяемых по преобладанию первой или второй сигнальной системы. По этому физиологическому признаку И. П. Павлов разделил людей на два крайних типа: «художественный» — с преобладанием первой сигнальной системы и «мыслительный» — с преобладанием второй сигнальной системы. Большинство людей относится к среднему типу, у которого нет выраженных крайностей первых двух. Для лиц «художественного» типа характерен синтетический и конкретный склад мышления, для лиц «мыслительного» типа — аналитический и абстрактный.
Естественно, что такое типологическое различие мозговой деятельности должно найти свое отражение в различном характере сновидений у лиц «художественного» и «мыслительного» типов.
У лиц «художественного» типа сновидения по своему общему характеру стоят ближе к детским. Они менее расщеплены и перемешаны, менее бессмысленны, более целостны и образны, более приближаются к впечатлениям действительности.
У лиц «мыслительного» типа сновидения отличаются большей частью нелепостью, сумбурностью, хаотичностью комбинаций элементов жизненного опыта. Они дальше стоят от целостных картин действительности.
В сновидениях лиц «художественного» типа преобладают элементы первой сигнальной системы, преимущественно зрительные образы. У музыкантов нередко наблюдаются слуховые образы (в виде звуков и мелодий). У лиц «художественного» типа встречаются обонятельные и вкусовые сновидения, что чрезвычайно редко наблюдается у людей «мыслительного» типа.
Одна учительница «художественного» типа описывала свои сновидения как «кинематографические»: развертывается длинная цепь зрительных образов (пейзажей и лиц), она путешествует, сменяются картины природы. Это «путешествие» бывает связано с чувством приятного или неприятного. Нередко такой «кинематографический» сон может продолжаться и в следующую ночь.
Приведу еще пример сновидения у женщины «художественного» типа. «Стою недалеко от моря среди множества людей. Все выражают беспокойство, так как наступает конец света. С беспокойным чувством ищу своих родных. Хочу умереть вместе с ними. Нахожу родных среди толпы. Ждем. Видим, как море начинает выходить из берегов и постепенно затопляет землю. Голубая прозрачная вода идет над нами. Лучи солнца блестят в глубинах моря, закрывшего землю. Видим, как мимо нас плывут разноцветные морские звезды, золотые рыбки. Высокие, ветвистые кораллы разных цветов вырастают отовсюду со дна моря. Вода прозрачна, как воздух, и сквозь нее видно синее небо и сверкающее солнце». Пробуждения не следует, продолжается сон. Ясен цельный, картинный характер приведенного сновидения.
Одна больная с астеническим состоянием, 42 лет, «художественного» типа (наблюдение д-ра Л. Б. Гаккель) часто видела стереотипные, повторяющиеся сновидения:
1) она стоит одна среди горящего хлебного поля;
2) видит, как немцы с автоматами входят в родной город;
3) видит цветущую степь, по которой идет, берега синего Дона, покрытые желтым песком, солнце, тепло.
Первые два сновидения связаны с переживаниями минувшей войны. В последнее время у больной чаще наблюдаются варианты последнего сновидения.
Сновидения людей «мыслительного» типа (например, математиков, философов и др.), отличающихся абстрактностью мышления, преобладанием второй сигнальной системы и высоким развитием коркового анализа, большей частью имеют сумбурный характер хаотических комбинаций расщепленных элементов жизненного опыта. Пробуждаясь утром, таким людям нередко приходится удивляться той чепухе, которая «лезла в голову» в течение ночи.