Здоровье-3

Из стимуляторов к средствам фармакосанации можно отнести кофеинсодержащие и другие подобно действующие напитки и некоторые синтетические средства (например, амфетамин), но последние только в эксвизитных случаях. Большое значение имеют витамины (не только в смысле их специфической роли, но и как средство неспецифической профилактики) [122], антиатеросклеротические, гипотензивные, антикариесные вещества, препараты, регулирующие аппетит и сон, помогающие отвыкнуть от курения, справиться с трудностями климактерического периода, увеличивающие продолжительность активного периода жизни, и весь арсенал лекарств, используемый здоровыми для профилактики, заболеваемости.
Следует подчеркнуть, что цели и средства фармакосанации находятся в полном соответствии с научными прогнозами в области биологии и медицины, которые подавляющее большинство прогнозируемых лекарств адресует не больным, а здоровым [8]. Традиционно полагая, что путь к здоровью лежит через излечение от болезней, человечество возлагает самые большие надежды на естественные науки, ив первую очередь на молекулярную биологию. Высказываются, однако, суждения, что очевидные достижения биофизических и молекулярно-генетических исследований сыграли, как это ни странно, известную отрицательную роль в попытках выработать оптимистическую философскую концепцию здоровья [62].
Все плоды современной и будущей науки принесут пользу только в том случае, если образ жизни людей, их поведение (health behavior) будут способствовать здоровью, а не разрушать его. Что могут сделать самые совершенные лекарства для лечения болезней и даже профилактические лекарства для здоровых, если люди пренебрегают режимом труда, отдыха и питания, мало двигаются, курят, потребляют алкоголь? Разве для того наука разрабатывает, а промышленность производит лекарства, чтобы противодействовать ленности человека и его вредным привычкам? Не парадокс ли это?
Конечно, грустно, что подавляющее большинство людей, очень хорошо зная, что вредно и что полезно для здоровья, не следуют известным правилам. Воистину глобальная загадка: почему современные образованные люди ведут себя по отношению к своему собственному здоровью хуже, менее разумно, чем их необразованные предки? Очевидно, что сохранение здоровья людей — задача в большой степени психологическая. Таким образом, возникает чрезвычайно важная проблема психологии здоровья. Не будучи специалистами-психологами, мы затрудняемся четко отграничить аспекты психологии здоровья от медицинских, социальных и др. И фактически все они очень тесно переплетаются. Нам представляется, что их можно объединить концепцией обучения здоровью.
Известно, что лучший учитель — собственный опыт. Чтобы сократить путь обучения, люди прибегают к опыту предков и старших по возрасту. Но, поскольку своих пророков слушают плохо, возникли стихийно сложившиеся запреты, табу. С появлением религий многие гигиенические правила были превращены в божественные законы, закрепленные в различных священных книгах (Библии, Коране и др.) в форме разнообразных религиозных запретов и предписаний. Несмотря на то что их не очень строго соблюдали, они все-таки приносили пользу. Нарушение запретов было «грехом», грех же был подконтролен не только священнослужителям, но и общине в целом. Таким образом, пусть не прямо, а косвенно, через понимание греха, здоровье человека находилось под контролем общественного мнения, не было только его личным делом. В современном мире запреты потеряли свою силу, но не потеряло значения общественное мнение, выше стал общий уровень образованности и сознания человека. Следовательно, к разуму людей должны быть обращены главные усилия системы обучения здоровью. Именно этот путь защиты от дистресса избрал Г. Селье, рекомендуя так называемый эгоистический альтруизм [61]. Но в рекомендациях, как и в благих намерениях, недостатка нет. А как добиться, чтобы люди следовали этим советам, чтобы знания превращались в действия?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 67 | 0,445 сек. | 12.52 МБ