Жертва экономии: танк NKPz

В истории танков семидесятые годы прошедшего века остались временем сотворения бронемашин третьего поколения. Обновлять свои бронетанковые войска планировали все ведущие страны. Но не считая признанных фаворитов танкостроения в 70-х собственный проект делали в Швейцарии. Вероятнее всего, предпосылкой пробы сделать свой танк стало желание прирастить независимость от третьих государств в сфере вооружения. После конкурса аванпроектов швейцарское министерство обороны избрало многообещающую бронемашину от компании Contraves, о которой и речь пойдет.
Жертва экономии: танк NKPz

Танк компании «Контравес» получил обычное и понятное заглавие: NKPz, что расшифровывается как Neue KampfPanzer (Новый Танк). По-видимому, швейцарские конструкторы решили не мудрить с заглавием проекта и больше внимания уделить фактически танку. Итог оказался достаточно увлекательным: по целому ряду характеристик NKPz можно именовать приметным, если не революционно новым. Взять хотя бы общую сборку. В европейской практике танкостроения основной и главенствующей была сборка с задним расположением мотора и коробки. Естественно, были исключения в виде неких германских «панцеров» времен 2-ой Мировой с задним мотором и фронтальной коробкой, но по результатам эксплуатации схожих машин заднее размещение моторно-трансмиссионного отделения (МТО) было признано более комфортным. Инженеры из Contraves решили расположить и движок, и коробку в фронтальной части танка. Приблизительно в это время в Израиле создавалась 1-ая модель «Меркавы» с похожей сборкой. Почему вышло так, что две маленькие страны практически сразу стали делать собственные танки с похожей сборкой – непонятно. В то же время, у израильских конструкторов было разъяснение такому расположению МТО, а конкретно десантное отделение в корме танка. Швейцарский NKPz такого не имел, зато за счет мотора в фронтальной части улучшалась защита экипажа от крепко закрепившихся в военном деле кумулятивных боеприпасов.

В качестве мотора для NKPz был избран двенадцатицилиндровый дизель компании Saurer мощностью 1400 лошадиных сил. При проектной боевой массе в 50 тонн удельная мощность мотора выходила равна 28 л.с. на тонну. Это очень неплохой показатель для танкового мотора, при всем этом лежащий в границах большей эффективности. Другими словами, танк мог иметь отличные ходовые характеристики и сносный расход горючего. В качестве вспомогательной силовой установки «Контравес» поставили на «Новый Танк» маломощный дизель, приводивший в действие электрогенератор. Компания SLM специально для NKPz сделала новейшую систему автоматической гидромеханической коробки. Коробка из ее состава имела по четыре передачи фронтального и заднего хода. Как понятно из сборки танка, ведущие колеса были размещены в фронтальной части гусеницы. За ними размещались по 6 обрезиненных опорных катков с каждой стороны. Сначало в проекте «Нового Танка» предусматривалась обычная торсионная подвеска, но позднее было решено поменять ее на гидропневматическую. Не считая иных преимуществ она позволяла изменять клиренс танка. Управление клиренсом, равно как и натяжением гусениц, было обязанностью механика-водителя. Силовая установка и ходовая часть, по расчетам конструкторов, должны были посодействовать NKPz развивать скорость до 70-75 км/ч и иметь припас хода по горючему порядка полутысячи км.

Жертва экономии: танк NKPz

О защите многообещающего швейцарского танка, к огорчению, до сего времени ничего непонятно. Беря во внимание габариты и боевую массу NKPz, он был должен иметь приблизительно такую же броню, как и у других танков такого же времени. Есть основания считать, что защита лобовой проекции была незначительно лучше, чем у соперников. Но достигалось это методом «жертвы» в виде мотора и коробки: в случае пробития основной композитной брони кумулятивная струя останавливалась, повредив мотор. Но все это только догадки.

Зато о вооружении танка понятно довольно. Благодаря примененной сборке с фронтальным расположением моторно-тр
ансмиссионного отделения всю среднюю и кормовую части танка удалось высвободить для орудия, боеприпасов и экипажа. В поворотной башне располагался «главный калибр» – 120-миллиметровая гладкоствольная танковая пушка производства конторы «Рейнметалл». Боекомплект состоял из 44 унитарных снарядов. Из-за большой массы унитарного выстрела из состава экипажа пришлось исключить заряжающего и поменять его автоматикой. Для увеличения живучести всей машины боекомплект орудия располагался в особом отсеке за задней стеной боевого отделения. По имеющейся инфы, автомат заряжания состоял из 2-ух отдельных частей: одна размещалась в отсеке со снарядами и подавала их в особое окно в перегородке, где их воспринимала 2-ая часть, отправлявшая боеприпас в пушку. Таким макаром, сразу в боевом отделении находился всего один снаряд, что резко увеличивало шансы экипажа на выживание в случае детонации боекомплекта. В случае детонации основной укладки снарядов взрывная волна вырывала особые панели на верхней поверхности корпуса танка, сразу служившие крышками отсека с боезапасом. Дополнительное вооружение «Нового Танка» состояло из 2-ух пулеметов калибра 7,5 мм. Какой-то из них был спаренным с пушкой, 2-ой – ставился на башню в качестве зенитного. В боекомплекте пулеметов должно было быть в общей трудности 5 тыщ патронов. Рассматривалась возможность подмены зенитного пулемета на 20-мм автоматическую пушку. На боковых поверхностях башни имелись дымовые гранатометы, а на задней имелись крепления для осветительных гранатометов аналогичной конструкции, но с другим боеприпасом.

Жертва экономии: танк NKPz

Специально для NKPz была разработана новенькая система управления орудием. В главном она была подобна схожим системам других танков, но было и одно суровое нововведение. «Новый Танк» стал одним из первых танков в мире, снаряженным системой самоконтроля. Она была интегрирована в систему управления орудием и следила за огромным количеством характеристик. А именно, система самоконтроля автоматом не давала механику-водителю длительно использовать движок на критичных режимах, без помощи других следила за загазованностью боевого отделения и т.д.

Экипаж многообещающего швейцарского танка состоял из 3-х человек: механика-водителя, командира и наводчика. Рабочее место водителя было расположено справа от оси машины, рядом с движком. Главным органом управления механика-водителя являлся руль. Командир и наводчик находились в башне слева и справа от казенной части орудия соответственно. Системы дистанционного управления пулеметом на башне не предусматривалось, но конструкция последней позволяла в перспективе установить ее.

Сначала 80-х было выстроено два опытнейших эталона NKPz и начались их тесты. Не вышло без заморочек, но уже на этом шаге стало ясно, что «Новый Танк» вполне отвечает всем требованиям швейцарских военных. Дело было за малым: долечить «детские болезни» и начинать серийное создание. Но в то время у своей швейцарской боевой машины появился соперник из сопредельного страны. ФРГ предложила Швейцарии свои танки Leopard 2. Сопоставление боевых машин, что именуется, как есть показало значимые достоинства NKPz перед «Леопардом». Но германский танк был на 15% дешевле швейцарского. Цифра в 15%, нужно сказать, касалась танков, изготовленных в Германии. В случае развертывания лицензионного производства в Швейцарии разница в стоимости увеличивалась до 30 процентов. Отрешиться от такового соблазна военные бюрократы из Берна не смогли. В 1983 году на вооружение Швейцарии поступил наименее неплохой, но более дешевенький германский Leopard 2. Программка NKPz была закрыта и поболее не возобновлялась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: