Однако в этих работах нет конкретного, подтвержденного объективными данными ответа на вопрос о роли гигиены полости рта в профилактике кариеса зубов и пародонтопатий. В связи с этим мы предприняли исследование, посвященное изучению состояния полости рта в зависимости от ухода за зубами, у двух примерно равных групп (558 и 660) одесских школьников (615 мальчиков и 603 девочки) в возрасте 7—9 и 12—14 лет. Обследование проводилось в поликлинике в период плановой санации полости рта у детей ряда школ района. На специально разработанной карточке записывали фамилию и имя, возраст, пол, наличие гингивита, пародонтоза, число кариозных, запломбированных и удаленных постоянных зубов, а также данные о гигиене полости рта (чистит зубы утром, вечером, порошком, пастой, регулярно, нерегулярно, не чистит). Данные ответов контролировались осмотром и объективным определением качества ухода за зубами. Следует, кстати, отметить, что пользоваться только анкетным методом не следует, так как он недостаточно точен. По нашим данным, дети в 90—95% случаев дают правильный ответ, а подростки и взрослые часто стесняются сознаться в том, что нерегулярно ухаживают за зубами или вовсе игнорируют гигиенические мероприятия. Это было отмечено и Mansbridge (1960), который указал на явное несоответствие между ответами на анкету и действительным состоянием полости рта в ряде случаев. Вот почему только сопоставление анкетных данных с результатами осмотра и даже выборочным патронажем на дому может дать достаточно объективное представление о гигиене полости рта у обследуемого контингента лиц.
В табл. 1 и 2 приведены основные сведения о выявленных заболеваниях полости рта, гигиеническом состоянии и других показателях.
Изучение состояния постоянных зубов у старшей группы школьников показало, что количество детей, не имеющих кариозных поражений зубов, регулярно ухаживающих за полостью рта, составляет 44,6% ± 1,9% из числа обследованных, а в группе школьников, не соблюдающих правил личной гигиены полости рта, — всего 20,4 ± 1,6%. В первой группе школьников и наименьшее число кариозных, запломбированных и удаленных постоянных зубов (средний показатель КПУ на одного ребенка — 1,58 ±0,12). Между тем, на одного школьника из числа не ухаживающих за зубами приходится 2,59—0,21 кариозных, удаленных и запломбированных постоянных зубов.
В младшей возрастной группе нет такого значительного различия: среди детей, систематически ухаживающих за зубами, не имеют кариозных поражений — 71,3 ± 1,9%, а среди детей, совершенно не соблюдающих правил личной гигиены зубов,—55,6 ±2,1%. Сопоставляя эти данные с предыдущими, следует учесть количество постоянных зубов у детей этого возраста. Число кариозных, запломбированных и удаленных постоянных зубов у детей этих двух групп составляло соответственно — 0,54 ± 0,07 и 0,98 ± 0,08 (рис. 5,6). В обеих возрастных группах разница в поражении зубов кариесом статистически достоверна (Р < 0,001).
В старшей возрастной группе гингивиты встречались чаще у тех детей, которые или совсем не соблюдали правил гигиены полости рта (5,8 ±0,9%), или проводили это неудовлетворительно (3,9 ±0,7%). В младшей возрастной группе частота гингивитов у детей, не чистивших зубы или ухаживающих за полостью рта неудовлетворительно, составляла соответственно 2,3 ± 0,6% и 1,8 ±0,5% (рис. 7).
Рис. 5. Количество детей (в %), не имеющих кариеса постоянных зубов, регулярно (вертикальная штриховка), нерегулярно (горизонтальная штриховка) и совсем не чистящих (косая штриховка) зубы.
Рис. 6. Средний показатель КПУ постоянных зубов у детей, регулярно (вертикальная штриховка), нерегулярно (горизонтальная штриховка) и совсем не чистящих зубы (косая штриховка).
Рис. 7. Количество детей (в %) с пародонтопатиями, регулярно (вертикальная штриховка), нерегулярно (горизонтальная штриховка) и совсем не чистящих (косая штриховка) зубы.