И один в поле вояка

И один в поле воинВ кабинете 1-го из ведущих ученых страны сначала собственной трудовой деятельности я увидел черно-белую фотографию необычного радиолокатора. Аппаратная кабина радиолокатора располагалась на автомобиле ГАЗ-ААА ("полуторка"). Я попросил поведать, что за радиолокатор изображен на этой фото. Рассказ вышел захватывающим, и, я думаю, увлекательным. В конце 30-х годов НИИ радиопромышленности приступил к созданию радиоулавливателей самолетов. И эти радиоулавливатели после долголетних испытаний были сделаны. Какой-то из них — "Редут-3" и был изображен на таинственной фото. На вооружение Красноватой Армии, также Черноморского и Балтийского флотов эти радиоулавливатели под различными шифрами стали поступать с 1937 года. Так создались новые радиотехнические воинские подразделения (воздушного наблюдения, оповещения и связи), которые обслуживали в войсках и на флотах эти радиолокационные станции. Антенна на радиолокаторе в свое время имела заглавие Удо-Яги, а в наше время это очень обычная и надежная антенна именуется волновым каналом.

Высшее командование Красноватой Армии и флотов, начиная с 1940 года, внимательно изучали эффективность использования радиолокационных станций в боевых критериях. В июле 1940 года Германия начала массированные налеты на городка Англии, с лица земли был даже стерт город Ковентри. 8-му Ударному авиакорпусу германцев, снаряженному пикирующими бомбовозами "Юнкерс-87", численность которых достигала 2500 самолетов, могли противостоять только 900 британских истребителей. Но эти истребители прицельно наводились на германские бомбовозы английскими радиолокационными станциями. Утраты германцев росли с каждым деньком и, когда сначала сентября 1940 года за одни только день было сбито 185 германских самолетов, воздушные массированные атаки германцев на городка Великобритании фактически закончились.

В конце августа 1941 года на рейд Кронштадта из Таллинна прорвались боевые корабли численностью более 100 вымпелов, утратив при переходе 10-ки кораблей и тыщи воинов, которые могли бы защищать Ленинград. К этому времени фашистская группа армий "Север" фактически приблизилась к городку на Неве, оставалось некоторое количество дней до полного блокирования Ленинграда. Фашистское командование верно представляло для себя, какую опасность их воинским соединениям представляет Балтийский флот и в особенности его многокалиберная артиллерия на завершающем шаге операции. Потому 1-му Воздушному флоту Германии был придан 8-й Ударный авиакорпус. Генерал-фельдмаршал В.Й. фон Лееб представил в ставку Гитлера план поражения кораблей Балтийского флота. К этому времени фашистское командование уже сгруппировало «железный кулак», в состав которого входило порядка 400 бомбардировщиков, способных скинуть на корабли, стоящие на рейде в Кронштадте, более 200-х тонн бомбовой нагрузки за один только вылет. Можно представить, что при четком попадании этого груза от кораблей Балтийского флота ничего бы не осталось. Флот был бы ликвидирован, тогда и германцам захватить Кронштадт не представляло труда. Фашисты стали готовить операцию по уничтожению кораблей на двадцатые числа сентября 1941 года. Из ставки Гитлера пришло одобрение этого плана.

На Ленинградский фронт сначала сентября прибыл Г.К. Жуков, одним из первых его вопросов было состояние войск ПВО по прикрытию городка и кораблей в Кронштадте. "Сберегайте радиоулавливатели самолетов. Штабу фронта и флота нужно с операторами станций иметь отдельный канал связи и повсевременно получать информацию о полетах фашистской авиации": востребовал новый Командующий фронтом. К этому времени одна из станций "Редут-3" была уже перебазирована из под Нарвы в деревню Большая Ижора, а телефонным кабелем операторы этой станции были связаны с командными пт ПВО фронта и Балтийского флота. Операторы через каждые 30 секунд должны были докладывать об обстановке в воздухе на удалениях до 150 км. Видимо Г.К. Жуков уже обладал информацией о способностях этого нового вида вооружения. На посту Начальника Генерального штаба он в свое время оформлял постановления о принятии на вооружения эти новых систем для Красноватой Армии и Флота. Пришло 21 сентября 1941 года. В 10 часов 40 минут оператор на
станции "Редут-3" зафиксировал полеты в сторону Ленинграда большой группы фашистских самолетов, которые поднялись с аэродромов Сиверская, Красногвардейска и районов под Новгородом. Это были бомбовозы, количество их превышало 230. Как и полагалось по аннотации были посланы сообщения в пункты ПВО штабов. Через несколько секунд неприятельские самолеты стали перестраиваться в три колонны, оператор срочно доложил и эту информацию. Командование фронтом и флотом сообразило, намечается встреча колонн бомбардировщиков над Кронштадтом и прицельная бомбардировка кораблей. Любая колонна должна была иметь свое задание, разведданные позволяли германцам распределить самолеты для поражения прицельно всех кораблей. Боевые волнения на кораблях, зенитных батареях и аэродромах прозвучали одномоментно, все было приведено в действие. Русские истребители отошли в зону над Ленинградом, чтоб можно было штурмовать бомбовозы после разворота над целями. Вот так подготовили операторы станции "Редут-3", расположенной в Огромных Ижорах, бой по спасению оставшихся сил Краснознаменного Балтийского флота.

Через 12 минут после первой инфы оператора три фашистских авиационных колонн бомбардировщиков подошли на различных высотах к Кронштадту. Потом началось понижение самолетов до высоты 900 метров, которая являлась высотой начала пикирования и прицельного бомбометания. Но в этот момент шквал огня зениток и пулеметов повстречал неприятельские самолеты. Началось беспорядочное сбрасывание бомб, летчики пробовали освободиться от боевой нагрузки. Несколько неприятельских машин от четкого попадания зенитных снарядов взорвались в воздухе. Летчики не понимали, что происходит, их переговоры меж собой носили истерический нрав. Они старались предупредить друг дружку о смертельной угрозы. Минут 10 стоял грохот от всего того, что творилось на кораблях и в воздухе. Когда закончились залпы зениток и стрельба пулеметов, истребительная авиация вступила в бой с уходящими бомбовозами. Умопомрачительно, 22 и 23 сентября картина налетов повторилась точно, потому что было 21 сентября. В этом командование Ленинградским фронтом увидело немецкую педантичность и невозможность отойти от утвержденного в ставке Гитлера плана ликвидирования флота. После первого денька операции генерал-фельдмаршал В.Й. фон Лееб, видимо, не докладывал в ставку результаты налета, надеясь, что 22 и 23 сентября он застанет российских врасплох. Фашисты не знали, что в войсках Ленинградского фронта удачно работают 1-ые три российские радиолокационные станции и командование могло сделать уже меры для ликвидирования самолетов неприятеля. В оставшиеся два денька фашисты поднимали в воздух все в меньшей и меньшей степени боевых машин, сказались невосполнимые утраты их, а так же отсутствие бомб на аэродромах. Когда командование Ленинградского фронта подвело итоги битвы за Кронштадт и корабли Краснознаменного Балтийского флота, обусловили, что из всех кораблей было потоплено 4, а повреждения получили 8. Утраты личного состава – порядка 250 офицеров и матросов. В сводках Совинформбюро значилось, что за 21, 22, 23 сентября 1941 года утраты неприятельской авиации в воздушных боях и от зенитной артиллерии составили 173 самолета, но раздельно утраты над водами Финского залива не приводились. Видимо, так добивалась обстановка тех пор. После 23 сентября 1941 года 8 Ударный авиационный корпус Люфтваффе был передислоцирован с Ленинградского фронта, а мало позже и генерал-фельдмаршал В.Й. фон Лееб был отстранен от командования группы армий "Север". Его перевели в резерв ставки Гитлера.

Вечерком 23 сентября 1941 года адмирал В.Ф. Трибуц прибыл в деревню Огромные Ижоры. Целью его прибытия было ознакомление с личным составом станции «Редут-3» 72-го радиобатальона ВНОС. Он отдал приказ выстроить состав стации, не занятый на дежурстве. Когда личный состав выровнял строй, командир батальона доложил адмиралу о выполнении его приказа. В.Ф. Трибуц, выдержав паузу, обратился к командирам и бойцам: «Вы заслужили благодарность от Командующего Ленинградским фронтом К.Г. Жукова за искусное и примерное выполнение собственных обязательств. Благодаря вашему умению и внимательности Балтийский флот смог отбить массовые налеты германской авиации и сохранил свою мощь для ликвидирования неприятельских соединений. Две недели прошли, как германцам удалось замкнуть кольцо вокруг Ленинграда, артиллерия флота и мореплаватели вкупе с бойцами Красноватой Армии будут это кольцо прорывать
. И мы это создадим. Вы сохранили нашу мощь». Потом он пожал руку каждому стоящему в строю командирам и бойцам и отбыл на эмке к заливу, было надо торопиться в штаб фронта. А в душе он, видимо, был признателен бойцам станции, которые посодействовали спасти ту часть флота, которая вырвалась из Таллинна, не подорвалась на минах, не погибла от торпед германских подлодок и бомб авиации. Адмирал еще не знал, что это кольцо бойцы Красноватой Армии и Флота прорвут только через 885 суток.

На войне в штабной работе нет места мелочам.

Через год радиоинженеры осажденного Ленинграда смогли отыскать решение по передаче инфы с индикаторов станций «Редут-3» конкретно в штаб фронта для способности оперативным службам без помощи других принимать решения по оценке воздушной обстановки. Многие радиоспециалисты осажденного Ленинграда были удостоены звания «Почетный радист» за награды по созданию радиотехнических систем, средств и устройств, обеспечивавших увеличение боевой готовности частей Ленинградского фронта, также награждены медалью «За оборону Ленинграда». После прорыва блокады фашисты, отступая, предприняли в 1944 году еще одну попытку массированного налета бомбардировочной авиации на Ленинград. Видимо им нужно было израсходовать оставшиеся бомбы, но этот массированный налет был отражен уже истребительной авиацией Ленинградского военного окрестность по наведению самолетов с РЛС «Редут-3».

P.S. С учетом опыта британцев и Финской войны в обязанности радиоинженеров Ленинградских НИИ, заходила подготовка операторов станций "Редут-3", заключающаяся в том, что по амплитуде импульсов отраженных сигналов, их количества, расстановки, они должны были определять численность самолетов, скорость и направление их полета. С этой задачей разработчики первых российских РЛС совладали. Через 3,5 месяца подобная картина по уничтожению флота США произошла на базе Перл-Харбор. Не придав значения инфы в штабе базы флота от оператора РЛС, США из 98 кораблей утратили 8, повреждения получили 10 кораблей, было уничтожено 188 американских самолетов, утраты личного состава 2326 офицеров и матросов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,243 сек. | 12.51 МБ