История медицины до 20 века

Возникновение медицины. Возникновение медицины и ее первоначальное развитие непосредственно связаны с формированием и развитием человеческого общества.
М. в самой ранней, эмпирической стадии, основанная на непосредственном опыте человека, родилась в доклассовом обществе — при первобытнообщинном строе, сотни тысяч лет назад. Источниками наших сведений об этой наиболее ранней медицине являются данные археологии (раскопки поселений первобытного человека, его захоронений), этнографии, сравнительное языкознание, народный эпос, произведения древнего народного искусства и др. С возникновением письменности преобладающее значение приобретают письменные источники.
В примитивных условиях жизни первобытных людей возникли элементарные приемы защиты от неблагоприятных внешних условий, одновременно появились зачатки лечебной деятельности (например, помощь при травмах, при расстройствах пищеварения и других внутренних болезнях» при родах).
Очень древнее происхождение имеет использование целебного действия естественных сил природы — воды, солнечных лучей.
При добывании пищи были открыты и вошли в употребление многие лекарственные средства растительного происхождения. Убедившись на опыте ряда поколений в рвотном, слабительном, болеутоляющем, возбуждающем, снотворном, потогонном действиях ряда растений, употреблявшихся для утоления голода, люди стали при необходимости применять их для облегчения определенных страданий.
Поисками и собиранием растительной пищи занимались главным образом женщины; они стали и первыми знатоками лекарственных растений, что нашло отражение в народных сказаниях разных стран. С развитием в первобытном обществе рыболовства и охоты стало появляться больше пищевых веществ, а с ними и лекарственных средств животного происхождения (жир, кровь, костный мозг, в дальнейшем отдельные органы, например печень).
Большое значение для обогащения питания человека имело овладение огнем, с чем связано начало потребления жареной и вареной пищи.
Усовершенствование лечебных приемов, развитие медицинской деятельности связаны с постепенным овладением силами природы, с усложнением хозяйства древнего человека, т. е. с развитием производительных сил.
В древней эмпирической медицине  имелось немало нерациональных и вредных средств (в частности, связанных с культами), свидетельствовавших о невежестве, предрассудках. Ценность древней народной М. заключается в накоплении эмпирических наблюдений, фактов, могущих служить материалом для науки. Задача научной М.— выделить из наслоений рациональное ядро, тщательно изучить эмпирические средства народной М. и после экспериментальной проверки и научного обоснования использовать оправдавшие себя в современной медицинской практике. Примером может служить использование в наши дни коры хинного дерева (хинин), ипекакуаны, наперстянки (дигиталис), горицвета (адонис верналис), ландыша, женьшеня, костного мозга, оленьих пант, пчелиного и змеиного яда и многих других древнейших средств растительного и животного происхождения.
Историей культуры установлено, что первобытная эмпирическая медицина предшествовала возникновению религии, характеризующейся наличием храмов, жрецов—посредников между людьми и обожествленными «потусторонними» силами. Примитивная эмпирическая М.— древнее религии, первобытный лекарь — древнее жреца.
Вместе с тем на значительную часть древних лечебных средств и приемов наложили отпечаток фантастические представления о мире: вначале непосредственное олицетворение и возвеличение предметов и явлений природы; позднее — одухотворение природы, население ее многообразными
сверхъестественными существами, духами; еще позднее — более сложные представления о богах, ангелах, бесах, демонах, вызывающих или излечивающих болезни (демонология — ранняя форма религии).
Однако, как показывает изучение культуры первобытного общества, эти демонологические представления не были ни единственными, ни самыми ранними формам понимания болезней и здоровья. Наряду с ними и до того, как они возникли и появились соответствующие им приемы медицинской помощи (заклинание, заговаривание, колдовство, шаманство и др.), существовали приемы эмпирического, практического лечения. Они часто были несовершенными и ошибочными, но исходили из непосредственного наблюдения действительности, строились на основе накопленного повседневного практического опыта.
Позднее, в классовом обществе, при характерном для него господстве религии (в рабовладельческом, феодальном строе) также продолжали жить в народе многочисленные эмпирические средства и приемы, чуждые всякой религиозной мистики. Они накапливались и переходили из поколения в поколение.

  • Медицина в рабовладельческом обществе
  • Медицина периода феодализма
  • Медицина в феодально-крепостнической России
  • Медицина периода капитализма

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,104 сек. | 12.54 МБ