Ижевский СОБР: земляки Калашникова

Ижевский СОБР: земляки Калашникова

История милицейского спецназа МВД по Удмуртской Республике начинается в 1986 году, когда в составе мобильного батальона МВД был организован спецвзвод. В 1991 году взвод расширили до роты специального предназначения. Ее основными задачками являлись обеспечение публичного порядка во время массовых мероприятий и митингов, роль в ликвидации последствий чрезвычайных событий природного либо техногенного нрава, когда требовалась стремительная и действенная помощь для обеспечения безопасности населения.

Когда в 1993 году вступил в силу Указ Президента Рф «Об усилении борьбы с организованной преступностью» и в регионах были сделаны УОП и особые отделы резвого реагирования, созданные для силовой поддержки оперативных мероприятий, наилучшие бойцы роты спецназа и стали главным костяком ижевского СОБРа. Но боевая работа без оперативных наработок совершенно не эффективна, потому отдел дополнили наилучшими оперативниками из разных подразделений преступной милиции. Таковой сплав отдал положительный результат.

В 2002 году в итоге организационно-штатных конфигураций в МВД Рф СОБР УБОП МВД Удмуртской Республики был переименован в отряд милиции специального предназначения «Соболь» преступной милиции МВД по Удмуртской Республике. В прошедшем году после реформ и вереницы переименований спецназу милиции возвратили историческое наименование — СОБР.

Сегодняшний командир СОБРа «Соболь» МВД по Удмуртской Республике, 1-ый кавалер ордена Мужества в Удмуртии, полковник милиции Марат Сибаев в ижевском спецназе уже 20 лет. Пройдя все ступени служебной лестницы, он возглавил отряд в 2005 году.

Одна из легенд правоохранительных органов Рф — кавалер 3-х орденов Мужества, 4 медалей «За отвагу», медалей ордена «За награды перед Отечеством» I и II степени полковник милиции Олег Матвеев знаком с Сибаевым с юношества, они вкупе занимались в парашютно-десантном клубе. Потом, когда Олег с братом Константином в 1988 году возвратились со срочной службы из Афганистана, судьба свела их вновь в спецназе МВД и с той поры не отпускает.

Об истории становления и боевых буднях ижевского спецназа ведает полковник милиции Марат Сибаев:
— Первым начальником 5-ого, боевого, отдела республиканского УОП был Александр Усатов. Его заместителями работали Рашит Полов и Владимир Мартьянов, становым хребтом отдела стали Олег Матвеев, Александр Умрилов, Алексей Груздев, Сергей Фомин, Владимир Степанов. Скоро Усатова перевели на работу в Воткинск, а начальником назначили Полова.

Активность членов организованных криминальных групп, их циничность и беспощадность, наглость оставались безнаказанными до поры до времени. Скоро бандиты повстречали достойный отпор в лице УОП. А СОБР, созданный для моментальных и жестких операций, с первых же дней собственного образования начал проводить особые мероприятия по задержанию преступников, часто — с применением орудия.

В сентябре 1993 года мы задержали криминальную группу, занимавшуюся нелегальным оборотом цветных, редкоземельных и драгоценных металлов. Во время обысков у бандитов изъяли 150 кг урана, 100 кг никеля, прохладное и огнестрельное орудие, детали и узлы к огнестрельному оружию кустарного производства, другие вещественные ценности, похищенные с Чепецкого механического завода г. Глазова.

Ижевский СОБР: земляки Калашникова

Последующей операцией было задержание вооруженной банды, убившей первого заместителя министра внутренних дел Удмуртии полковника милиции Николая Перевощикова и его семью. Злоумышленники, расстреляв спящих в ночь на 9 октября, задумывались, что приготовленная полковником операция по задержанию членов ОПС будет отменена. Но преемники Перевощикова действовали пока жарко. За некоторое количество дней был задержан десяток преступников, изъято 44 единицы огнестрельного боевого орудия, 19 единиц газового, 800 единиц боеприпасов, более килограмма наркотиков, найдено 7 угнанных автомобилей.

Летом 1995 года удалось задержать 11 участников
криминальной группы, занимавшейся хищением девайсов деталей с Ижевского механического завода и созданием из их стрелкового орудия и его сбытом. У «кулибиных» изъяли 6 пистолетов и 23 пистолета, ручную гранату Ф-1, огромное количество девайсов и боеприпасов, крупную сумму наличных в рублях и валюте.

Скоро, в процессе проведения спецоперации, при попытке сбыта огнестрельного орудия попались 4 участника очередной криминальной группы, в подпольных критериях собиравшей боевое огнестрельное орудие из деталей, похищенных с компаний ВПК. У их изъяли 21 автомат АКМ-74 без номеров, двести патронов разных калибров, инструмент и оснастку для производства автоматов кустарным методом, детали и запасные части к АКМ.
Потом началась 1-ая чеченская кампания. 24 января 1995 года дополненный 2-мя нижегородцами отряд через Владикавказ и Моздок прибыл в Знаменский район Чечни. С оперативниками ГУБОП, офицерами ГРУ, ФСК и войсковой разведки мы работали по всему району от Толстой-Юрта до Горагорского. За 40 6 суток командировки поучаствовали в 13-ти боевых операциях. Изымали орудие и боеприпасы, разминировали объекты, задерживали участников бандформирований и их пособников.

Ижевский СОБР: земляки Калашникова

В феврале при организации засады в одном из сел контузило Олега Матвеева. Невзирая на сильную мигрень, Олег от госпитализации отказался и до конца спецмероприятия оставался в строю. Матвеев — уникально терпеливый к боли человек. Как-то, еще до командировки, при задержании вооруженного 2-мя топорами кандидата в мастера спорта по боксу он залез по балконам на 3-ий этаж и с онемевшей после удара обухом топора рукою и травмированной ногой повалил разбушевавшегося спортсмена на пол. При помощи подоспевшего товарища связал буяна и доставил в отдел.

Летом отдел работал в округах Гудермеса, участвовал в оперативно-розыскных мероприятиях, задержаниях вооруженных дудаевцев.
1-ые утраты наш отдел понес во время третьей, осенней, командировки в Чечню.

10 октября умер старший лейтенант милиции Юрий Малых, оперативник УБОП. Он находился на временной базе, в первой комендатуре Сурового. Внезапно боевики начали обстреливать комендатуру из подствольных гранатометов. В процессе обороны строения Юра забежал в размещение, желал вынести на огневую позицию дополнительные боеприпасы из подсобки. В этот момент туда залетела лимонка из подствольника боевиков. От взрыва гранаты сдетонировали боеприпасы, находившиеся в подсобке. Взрывной волной развалило каменную стенку, снесло перегородки, сжало в гармошку весь инвентарь. Юра скончался, получив ранения, не совместимые с жизнью.

Приказом МВД Рф Юрий Алексеевич Малых надолго зачислен в списки личного состава Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Удмуртской Республики.

Самым же сложным временем в первой чеченской кампании для нас стал март 1996 года.

А начиналось все отлично, в январе заместитель начальника республиканского УБОП Виктор Вичужанин был назначен заместителем начальника временного управления МВД по Чеченской Республике. Командиром нашего отряда из 20 2-ух человек поехал Александр Умрилов, его заместителем — Игорь Козырев. Прибыли в Моздок 10 января. Охраняли там штаб группировки. В Суровом занимались зачистками жилых кварталов от боевиков, стояли на блокпостах, аккомпанировали колонны.

5 марта боевики, воспользовавшись уходом армейской группировки войск из Сурового на операцию в горные районы Чечни, сразу штурмовали все комендатуры и блокпосты городка. В обороне этих стратегических объектов оставались только маленькие группы служащих МВД: подразделения разных СОБРов, ОМОНов и внутренних войск. Они и приняли основной удар дудаевцев на себя. За 5 дней непрекращающихся боев в группировке войск погибли около 100 человек, ранения получили около трехсот, из строя вышли до 30 единиц бронетехники.

Ижевцы обороняли мост через реку Сунжа. Когда появились препядствия с боеприпасами, запросили поддержку с воздуха. Вертолеты, сбросив несколько пристрелочных дымовых шашек, из-за плотного огня боевиков обязаны были улететь на аэродром. Толку от минометного обстрела позиций боевиков со стороны наиблежайшей комендатуры тоже не было, братишки чуток собственных живьем не похоронили. Тогда совместно с ребятами и
з внутренних войск наши решили уходить, прорываться через окружение своими силами на 3-х БМП и 2-ух БТРах. Под прикрытием брони стремительно ушли с моста и заняли оборону посреди каких-либо железобетонных балок. Патронов оставалось не много, раненым становилось все ужаснее, посиживать на месте означало окружение, погибель, плен. Выход один — двигаться!

Когда начали грузиться на броню, ранение в голову получил офицер липецкого СОБРа, еще троих ранило в конечности. Получивший пулю в голову скатился на асфальт, но бронетранспортер тронулся вперед, не ожидать же в борт гранаты! Матвеев выбежал из развалин под обстрел, зацепил упавшего липчанина, потащил за собой волоком. На помощь подоспел Умрилов. Вдвоем смогли забросить раненого на последнюю БМП, но спасти его врачи так и не смогли, юноша скончался от ран по дороге.

Конкретно с того денька неизменный позывной сигнал СОБРов — «Соболь» — закрепился в заглавии удмуртского спецназа.

Весь последующий денек маленькая колонна спецназовцев под управлением Козырева выезжала на проспект Ленина на помощь оставшимся на осажденных позициях товарищам. Также мужчины подбирали в завалах улиц и эвакуировали тела погибших. Тогда мужественно действовали Павел Змеев, Алексей Груздев, Юрий Шустов, Сергей Швецов, Владислав Подкин.

Умрилов вкупе с нижегородскими братишками занимался погрузкой погибших и покалеченых в БТРы и «Уралы» и доставкой из ГУОШ на взлетку аэропорта «Северный». Там, встретившись с остававшимися в строю офицерами липецкого СОБРа, прогуливались на опознание.

Александр Умрилов по итогам командировки был награжден орденом «За награды перед Отечеством» IV степени. В ижевский СОБР капитан Умрилов перебежал с должности заместителя командира батальона 104-го гвардейского краснознаменного парашютно-десантного полка, имея две медали «За боевые заслуги».
В перерыве меж 2-мя войнами на Кавказе скучать не пришлось. В марте 1997 года в процессе специальной операции устранили подпольный цех по изготовлению боевого стрелкового орудия и боеприпасов, расположенный в умеренном ижевском гаражном кооперативе. Изъятый у бандитов арсенал впечатлял! Многокалиберный танковый пулемет «Утес», две винтовки, два автомата Калашникова, 29 пистолетов разных марок, в том числе газовых, приготовленных для переделки в боевое орудие, оборудование, инструмент и оснастка, комплектующие для производства боевого орудия, 8 устройств для бесшумной стрельбы, 45 взрывателей-детонаторов, целая гора боеприпасов. Удалось перекрыть каналы сбыта орудия, идущие от этой криминальной группы в Московскую область.

Через месяц в городке Сарапуле мы задержали криминальную группу, занимавшуюся поставками наркотических средств из Казахстана в Удмуртию и Татарстан, с более чем 200 килограммами марихуаны и 7 килограммами гашиша. Наркоманы, наверняка, рыдали.

Ижевский СОБР: земляки Калашникова

В январе 1998 года к командованию СОБРом УБОП приступил Ильяс Ханнанов. Выпускник Ижевского механического института, прошлый сотрудник ОСН «Кречет» УИН по УР. Он принял отдел, уже поработав в должности заместителя, потому с наболевшими неуввязками и потенциалом коллектива был знаком не понаслышке.

С учетом приобретенного опыта в боевых действиях в Чечне ГУБОП МВД Рф внедряло в спецподразделения новейшую программку боевой и специальной подготовки. Вместе с классическими тактической и огневой, в нее вошли десантная подготовка, минно-взрывное дело и ряд особых дисциплин. Ханнанов с энтузиазмом привлек отдел к занятиям, и не напрасно. Новенькая война на Кавказе началась для нас в сентябре 1999 года, когда снайперы отдела были прикомандированы к сводному отряду специального предназначения, действовавшему против бандформирований в Дагестане. В октябре, с вводом войск на местность Чечни, туда отправилась половина личного состава СОБРа.

Полетели по кругу, через Тюмень, там формировался сводный отряд из спецназовцев Уральского РУБОП. Потом в Новосибирске повстречались с сотрудниками из Восточно-Сибирского региона. Оттуда подались в Махачкалу, потом в Кизляр и, в конце концов, в станицу Каргалинскую Шелковского района Чечни, где остались делать 1-ые боевые задачки. Потом работали в Курчалое, Хасавюрте, по всему Ножай-Юртовскому и Веденскому районам. Так, с о

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Психолингвистическая экспертиза заказать

психолингвистическая экспертиза заказать

expert-center.ru