Непаразитарные кисты. Исключительно редко встречаются врожденные (истинные) кисты плевры. Обычно это однокамерные тонкостенные образования, содержимым которых является жидкость, близкая по составу к внутриплевральной. Стенки кисты выстланы мезодермальным целомическим эпителием на тонкой соединительнотканной пластинке.
Лимфангиомы плевры также весьма редки; это врожденные многокамерные образования, исходящие из лимфатических сосудов; полости их выстланы эндотелием, а стенки состоят из волокнистой соединительной ткани с примесью мышечных волокон; содержимое — лимфа. Распознавание врожденных кист П. представляет известные трудности. Как правило, они являются случайной находкой при рентгенологическом исследовании грудной клетки.
От врожденных кист плевры следует отличать так называемой псевдоопухоли П., которые представляют собой осумкованный в междолевой щели или в плевральных синусах экссудат (чаще туберкулезной этиологии) или гематому (довольно редко). Размеры их могут быть значительными, тогда больных беспокоят одышка, односторонние боли в груди и т. д. Рентгенологически обнаруживаются четко отграниченные округлые тени, иногда с участками обызвествления. Содержимое — чаще желатинозные массы; соединительнотканная оболочка обычно гиалинизирована, реже содержит петрификаты, в ней иногда находят полости с кровоизлияниями, жировые клетки, фагоциты и др.
Врожденные кисты плевры, как и «псевдоопухоли», подлежат оперативному удалению; операцией выбора для них является плеврэктомия — частичная или тотальная (то есть удаление патологического образования целиком без вскрытия его полости).
Паразитарные кисты. Поражение П. однокамерным эхинококком наблюдается в 0,5—2,75% всех случаев эхинококкоза (см.). Чаще речь идет о вторичном эхинококкозе П. вследствие прорыва эхинококковой кисты легкого, печени, селезенки, перикарда и др. в плевральную полость. Первичный эхинококкоз встречается исключительно редко.
Различают следующие формы поражения плевры эхинококком: прикрепленная к реберной П. киста постепенно сдавливает легкое; киста от реберной П. распространяется субплеврально, прорастая и разрушая мышцы грудной стенки и ребра, образуя под кожей эластическое округлое выпячивание; киста свободно лежит в плевральной полости; киста прорастает легкое, средостение или диафрагму. При любой из этих локализаций возможен прорыв кисты в свободную плевральную полость, что обычно сопровождается бурной аллергической реакцией и развитием острого серозно-фибринозного плеврита, а иногда эмпиемы. В свою очередь, при перфорации эхинококковой кисты легкого, дренируемой бронхом, в плевре развивается острый пиопневмоторакс с тяжелой клинической картиной.
Клиническая симптоматика нетипична и чаще стерта. Обычно больные жалуются на односторонние боли в груди, чувство сдавления и медленно нарастающую одышку; при свободно лежащей кисте часто бывает мучительный кашель. Возможны и сильные боли от давления на межреберные нервы, а также синдром сдавления полых вен.
При обследовании в зависимости от размеров и локализации кисты перкуторно определяется тупость, а аускультативно — отсутствие дыхательных шумов в соответствующих местах грудной клетки; иногда — выбухание пораженной стороны, расширение межреберных промежутков и т. д. Рентгенологическая картина чаще симулирует осумкованный плеврит, иногда определяется четко отграниченная округлая тень с кольцеобразным ободком интенсивного затемнения (обызвествление) или без него. В остальном диагноз основывается на тех же данных, что при эхинококкозе вообще.
Эхинококковую кисту плевры дифференцируют от непаразитарных кист и различных опухолей грудной полости и диафрагмы; вопрос о локализации эхинококка именно в П. решает в основном рентгенологическое исследование.
Лечение только хирургическое с соблюдением приемов и правил, обязательных при эхинококкозе. Удаление кисты следует осуществлять по возможности экстракапсулярно. В случаях плотного сращения ее с грудной стенкой необходимо резецировать соответствующие участки ребер (с последующей торакопластикой), а сращение с легким вынуждает к резекции его в одном блоке с кистой.
Поражение плевры альвеолярным эхинококком — весьма редкое и обычно вторичное явление, развивающееся вследствие прорыва его из печени. Лечебная тактика при этом соответствует вышеописанной, однако прогноз малоутешительный в связи с частыми рецидивами.