Тут самолёты учат летать

Здесь самолёты учат летатьВ почти всех строевых авиационных частях ВВС Рф можно узреть установленные на постаментах реактивные самолёты с красноватыми звёздами на плоскостях, символизирующие их крутой, под 45 градусов, взлёт в небо. В Ахтубинском гарнизоне, где живут и служат лётчики-испытатели, тоже имеется много памятников с самолётами на пьедесталах. Но вот какая особенность: тут крылатые машины, вознесённые на постамент, символизируют ещё более крутой взлёт – практически под 90 градусов. В знаке этом – особенный смысл. Авиаторам, которые «учат самолёты летать», по долгу службы при проведении испытаний приходится экспериментировать, то принудительно вводя машину в штопор, то круто поднимая ввысь с целью детализированного исследования поведения всех её систем в критичных ситуациях…

О высочайшем назначении службы лётчиков-испытателей «Красная звезда» попросила поведать начальника Муниципального лётно-испытательного центра (ГЛИЦ) Министерства обороны Русской Федерации Героя Рф лётчика-испытателя 1-го класса полковника Радика БАРИЕВА.

– Радик Абрарович, какие задачки решает в сегодняшнем учебном году личный состав Центра?

– Согласно плану лётно-испытательных работ на 2012 год на данный момент у нас на шаге муниципальных испытаний находятся несколько машин Су-35. Мы приступили к оценке всех систем этого самолёта. К концу 2012 года, приблизительно в октябре, подготовим подготовительные заключения на установочную партию этих самолётов для их предстоящей опытнейшей эксплуатации в войсках.

Процесс лётных испытаний Су-35 проходит чётко по графику, и можно с уверенностью сказать, что выполнение этой ответственной задачки закончится в намеченный срок. В предстоящем в ГЛИЦ будут продолжены работы основного шага по полной оценке всех способностей этого самолёта, его боевой эффективности в согласовании с проектными тактико-техническими чертами для подготовки окончательного акта о госприёмке.

– Одна из важных функций ГЛИЦ – оказание инструкторской помощи лётчикам строевых частей по овладению ими новейшей авиационной техникой, другими словами по переучиванию лётного состава. Что делается в Центре в этом направлении?

– Переучивание лётного состава соединений, частей, также педагогов и инструкторов высших военных авиационных учебных заведений, куда поступает новенькая авиационная техника, регламентировано руководящими документами. Этой работой мы увлечены повсевременно. Вот совершенно не так давно лётный состав Сызранского училища под управлением наших испытателей освоил некие новые эталоны вертолётной техники. Должен увидеть, что Центр наладил самое тесное взаимодействие по вертолётной теме со всеми строевыми авиационными частями, в том числе и с Центром боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке, который не так давно получил новые вертолёты.

По мере надобности мы проводим теоретические занятия, практическую подготовку и переучивание лётчиков с обеспечением их работы с новым авиационным вооружением конкретно на полигонах ГЛИЦ. Так, лётчики Липецкого Муниципального центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ, которым предстоит опытнейшая эксплуатация самолёта Су-35, после теоретической подготовки на пилотажных щитах ОАО ОКБ «Сухой» прибудут к нам в ГЛИЦ уже для практического освоения этой машины. Проводится большая работа по подготовке и переучиванию военных лётчиков Северного флота для эксплуатации самолётов палубной авиации новых модификаций.

– На совещании, посвящённом выполнению Гос программки в области авиационной техники, состоявшемся 14 июня 2012 года в расположении 393-й авиабазы ВВС в Кореновске, Президент Рф Владимир Путин, говоря о планах по вводу в строй новых военных аэродромов, упомянул и аэродром ГЛИЦ в Ахтубинске. Как идёт обновление испытательной базы Муниципального лётно-испытательного центра?

– Экспериментальная испытательная база тут, в Ахтубинске, создавалась в главном в 60-80-е годы XX века, когда шла подготовка к испытаниям самолётов 3-го и 4-го поколений. С учётом этого расширялись и обновлялись способности полигонной базы, лабораторного комплекса. Но авиационная техника находится в процессе неизменного ра
звития и обновления. В связи с этим и задачка по совершенствованию испытательной базы ГЛИЦ всегда остаётся приоритетной.

Президент РФ, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Владимирович Путин поставил задачку довести к 2020 году долю современной авиационной техники в войсках до 70 процентов. В авиации одним из принципиальных направлений выполнения намеченной цели станет работа по созданию многообещающего авиационного комплекса Далекой авиации (ПАК ДА). Словом, реализация Гос программки вооружения в области авиационной техники – задачка очень сложная. Она просит сначала расширения и серьёзного развития лётно-испытательной базы нашего Центра. Хотелось бы выделить, что ГЛИЦ – единственная в стране организация, осуществляющая тесты и приёмку новейшей техники и вооружения, поставляемых оборонной индустрией для ВВС.

Возрастание объёмов испытательных работ и их усложнение потребовало от командования ГЛИЦ заного оценить состояние и характеристики находящейся в эксплуатации взлётно-посадочной полосы (ВПП) и на базе этого выработать решение по её модернизации. Обследование показало, что ВПП в её сегодняшнем техническом состоянии – и по длине, и по качеству – уже не полностью соответствует потребностям денька завтрашнего. А от состояния взлётной полосы испытательного комплекса впрямую зависят и само качество испытаний, и сохранность дорогостоящей авиационной техники. Реконструкция ВПП, обновление испытательной базы позволят повысить интенсивность испытаний, дадут возможность более оперативно рассматривать приобретенные материалы, что приведёт к сокращению сроков испытаний и издержек на их. Сооружаемая ВПП, согласно расчётам, должна быть увеличена практически в два раза, другими словами до 4 км, что дозволит испытывать многообещающие авиационные комплексы.

Наши предложения по этому вопросу были представлены министру обороны и получили поддержку. Ввод в строй полосы на нашем аэродроме в Ахтубинске дозволит проводить тут в полном объёме весь диапазон испытаний, в том числе по таким темам, как «отказ двигателя», «прерванные и продолженные взлёты», «посадки с наибольшей нагрузкой», которые в текущее время мы обычно переносим на испытательную базу в Жуковский. Средства на оборудование полосы уже выделены, задачка по доведению ахтубинской испытательной базы, в том числе и её лабораторного комплекса, до полного соответствия самым современным требованиям уже реализуется. Сейчас слово за строителями. Надеюсь, что уже в 2013 году наши лётчики-испытатели получат возможность подымать самолёты с новейшей ВПП.

Другая принципиальная задачка по приведению Муниципального лётно-испытательного центра к новенькому лику – строительство служебного жилища для военнослужащих. На данный момент полным ходом ведётся строительство целого комплекса многоквартирных домов. Уже в декабре текущего года планируется праздничное вручение ключей от 400 новых служебных квартир новосёлам в погонах. В перспективе со сдачей строй объектов ещё на 300 квартир мы на сто процентов обеспечим все наши потребности в служебном жилище.

Здесь самолёты учат летать– Гордость прославленного Муниципального лётно-испытательного центра Министерства обороны РФ им. В.П. Чкалова, которому в этом году исполнится 92 года, конечно, люди, благодаря подвижническому труду которых и создавалась российская авиация. Когда входишь в здание управления вашей части, то видишь на щитах золотом тиснённые имена выдающихся лётчиков-испытателей Центра – два раза Героев Русского Союза, Героев Русского Союза, Героев Русской Федерации, заслуженных лётчиков и штурманов, лауреатов Гос премии. При всем этом нельзя не испытывать волнения…

– Желал бы отметить: в почётный перечень ГЛИЦ и российскей авиации золотыми знаками вписаны имена 5 два раза Героев Русского Союза, 92 Героев Русского Союза и 23 Героев Русской Федерации. При прохождении службы в частях ГЛИЦ им. В.П. Чкалова неплохую школу мастерства на лётно-испытательной работе получили и лётчики-космонавты два раза Герои Русского Союза генерал-лейтенант Г. Т. Береговой, полковник В.М. Комаров, Герои Русского Союза полковник В.М. Афанасьев, полковник Г.М. Манаков, полковник А.П. Арцебарский, 1-ый лётчик-космонавт Украины, Герой Украины генерал-майор
Л.К. Каденюк и другие.

Уже в постсоветский период 23 авиатора ГЛИЦ были удостоены звания Героя Русской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании новейшей авиационной техники. В этой плеяде – служившие в Центре как в прошлые годы, так и на данный момент генерал-майор авиации Виктор Чиркин, полковники Александр Раевский, Николай Диордица, Вячеслав Крицкий, Олег Мутовин, удостоенные этого высочайшего звания посмертно полковники Александр Кружалин и Олег Спичка. Сейчас традиции героев-испытателей достойно продолжают их сыновья и внуки. К примеру, посреди тех, кто удачно завершает обучение в центре подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ) ГЛИЦ, – слушатель капитан Артём Раевский, отпрыск заслуженного лётчика-испытателя Русской Федерации, Героя Рф полковника Александра Раевского, катастрофически погибшего в автокатастрофе…

– Откуда ГЛИЦ черпает кадровый резерв?

– До того как ответить на этот вопрос, желал бы отметить: подготовка лётчиков-испытателей – очень накладный и трудозатратный процесс. Потому такое обучение могут для себя позволить только самые продвинутые в развитии авиации страны. Организаций, готовящих лётчиков-испытателей, в мире менее 10. В Рф испытателей готовят только у нас и в Школе лётчиков-испытателей (ШЛИ) в Жуковском.

В связи с проведением ещё в конце 1990-х годов в Муниципальном лётно-испытательном центре организационно-штатных мероприятий центр подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ) ГЛИЦ в Ахтубинске был преобразован в учебно-лётно-методический отдел. По традиции этот отдел как и раньше называем ЦПЛИ. Но обучение здесь никогда не прекращалось. За 40 лет работы тут состоялся 31 выпуск. В связи с неизменным усложнением авиационной техники мы на базе учебно-лётно-методического отдела начали готовить из числа офицеров инженеров-испытателей ГЛИЦ.

Всего для ГЛИЦ было подготовлено более 500 лётчиков-испытателей и штурманов-испытателей, из которых 5 стали Героями Русского Союза, 40 – Героями Рф. Более 100 выпускников ЦПЛИ удостоены почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель», «Заслуженный штурман-испытатель». Многие из выпускников центра на данный момент трудятся в качестве лётчиков-испытателей в ведущих авиационных конструкторских бюро страны – Микояна, Сухого, Ильюшина и других.

Отбор кандидатов в лётчики-испытатели очень жёсткий.

Поначалу мы в войсках за ранее отбираем людей, которые по своим возрастным показателям, лётным чертам, классной квалификации и проф качествам соответствуют нашим требованиям. Потом приглашаем их для подготовительного собеседования, пробного тестирования. И если кандидат подходит, то оформляем вызов для его роли в конкурсном отборе, который состоит из трёх теоретических и 1-го лётного экзаменов.
Не любой из кандидатов удачно проходит этот отбор. Да мы и не планируем набрать какое-то конкретное количество обучаемых. Главное в настолько принципиальном деле, как подготовка испытателя, – не ошибиться в кандидате. И такие ошибки при сегодняшней системе отбора фактически исключены.
Лётчик-испытатель с начала его службы в ГЛИЦ растет до квалификации 1-го класса за 8-10 лет. Только когда он выходит на этот уровень, ему доверяют всех виды испытаний прямо до подъёма «первой машины». По собственной подготовке наши лётчики-испытатели являются универсалами, имеющими опыт испытательной работы на самолётах и вертолётах российского производства всех типов и модификаций. Многие из испытателей занимаются научной деятельностью, удачно защитили диссертации.

Посреди наилучших профессионалов ГЛИЦ желал бы отметить лётчиков-испытателей 1-го класса полковников Алексея Пестрикова, Мансура Низамова, Вадима Николаева, инженеров-испытателей капитанов Андрея Топоркова, Андрея Новикова. Это те люди, которые на данный момент удачно испытывают новейшую авиационную технику.

– 12 августа Военно-воздушным силам Рф исполняется 100 лет. Как готовится отметить этот славный юбилей Муниципальный лётно-испытательный центр в Ахтубинске?

– В сей день ГЛИЦ откроет свои двери для посещения перед жителями Ахтубинска. Для их на нашем аэродроме состоится показ авиационной техники. В качестве почётных гостей к нам на праздничек уже приглашены ветераны Центра. К 100-летию российскей авиации приурочен и выпуск яркого издания «Главный испытательный аэродром. Взор через годы». Сигнальный экземпляр этой книжки у меня на столе. Благодаря изысканиям создателей этого издания удалось установить, что история нашего Цент
ра начинается не со денька его официального основания в сентябре 1920 года как Опытнейшего аэродрома при Главном управлении Рабоче-крестьянского красноватого воздушного флота республики, а ещё до революции – с начала испытаний аэропланов в Рф. Может быть даже, что ГЛИЦ – ровесник Военно-воздушных сил Рф. И в том не было бы никакого преувеличения. Ведь до того как аэроплан поступал в войска, его непременно поднимал в воздух с опытнейшего аэродрома лётчик-испытатель .

На снимках: начальник ГЛИЦ Минобороны РФ Герой Рф
лётчик-испытатель 1-го класса полковник Радик БАРИЕВ;
в испытательном полёте.

Фото предоставлены
командованием ГЛИЦ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,116 сек. | 12.51 МБ