Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.140 (Flakpanzer 38(t))

Panzerkampfwagen 38 fuer 2 cm Flak 38 (Flakpanzer 38(t) — немецкая ЗСУ (зенитная самоходная установка) времен 2-ой мировой войны. Официальное заглавие установки – «2 cm Flак auf Selbstfahrlafette 38 (t)» либо Sd.Kfz.140, кодовое обозначение — «313». Официальное заглавие «Гепард» применяли изредка (под этим именованием более известна современная зенитная самоходная установка, состоявшая на вооружении бундесвера). В качестве шасси употреблялся танк Pz Kpfw 38(t). Данная самоходка по ведомственной системе обозначения бронетехники проходила под индексом Sd.Kfz.140. Разработанная компанией B.M.M. ЗСУ выполнялась с ноября 1943 г. по февраль 1944 г. За период серийного производства выпустили 141 зенитную самоходную установку данного типа. В 1944—1945 гг. Sd.Kfz.140 интенсивно использовались на Западном фронте и в Италии, показав отличные результаты против низколетящих самолётов.

Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.140 (Flakpanzer 38(t))

Зенитный танк Flakpanzer 38 (t) – последняя установка, разработанная на базе шасси танка Pz.Kpfw. 38 (t) модификации M. Ходовая часть и бронекорпус машины остались такими же как и у Sd.Kfz.138 и 138/1 Ausf. M, но самоходку собирали на заклепках даже невзирая на то, что завод БММ к концу 1943 года старался больше использовать сварку. Бронеколпак механика-водителя изготавливался литьем, как на ранешних САУ и истребителях танков. Рубка зенитной установки по сопоставлению с рубкой истребителя танков либо САУ сдвинута вспять и имела еще наименьшую высоту. Открытый верх рубки создавали 10-миллиметровые бронелисты. Кормовые и бортовая стены рубки откидывались в горизонтальное положение. Данная конфигурация боевого отделения давала возможность вести огнь по наземным целям из 20- миллиметровой автоматической зенитной пушки Flak 38 при наивысшем угле понижения -5 градусов. Конкретно перед пушкой устанавливалось две рамы, которые ограничивали угол понижения при ведении огня вперед. Это сделали, чтоб исключить возможность поражения снарядами фронтальной части корпуса установки. Благодаря заднему расположению рубки стало вероятным прирастить съемные надмоторные панели для упрощения техобслуживания. В то же время усложнился доступ к радиатору резко, сейчас чтоб добраться до него приходилось снимать в нижней части рубки несколько панелей.

Согласно тех. заданию, обстрел зенитной установки был должен быть радиальным. Крутящая пушка, установленная на круглой тумбе, была смонтирована в фронтальной части боевого отделения. Орудийную установку укомплектовали щитом, сидением наводчика и гильзоприемником. Броня рубки обеспечивала защиту от осколков и пуль расчёт из четырёх человек: наводчик, командир/радист, два заряжающих. При всем этом экипаж оставался незащищенным от воздушных атак. Радиооборудование – одна радиостанция Fu 5. Начальный план предугадывал постройку 150 зенитных танков, снаряженных одной 20-миллиметровой автоматической пушкой, но ещё до окончания проектирования заказ был уменьшен до 140 ед. 10 установок выстроили как 150-миллиметровые самоходные пушки. Один прошит и 140 ЗСУ выстроили как машины десятой серии Ausf. M. В ноябре 1943 года 1-ая установка вышла их промышленного цеха, а до конца года заказчику была передана 101 зенитный самоходка. Оставшиеся 40 единиц техники поставили в январе–феврале 1944 года.

Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.140 (Flakpanzer 38(t))

Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.140 (Flakpanzer 38(t))

Зенитный танк был самым лёгким посреди установок, сделанных на базе танка 38 (t), его вес составлял 9,7 т, за счёт чего машина имела лучшую проходимость и развивала самую большую наивысшую скорость. Но единственная пушка неспособна была обеспечить достаточную плотность огня во время ведения огня по воздушным целям, даже в случаях, когда использовались группа машин. Но нужно учесть, что Flakpanzer 38 (t) –
промежный вариант. Машины данного типа на вооружении подразделений нескольких дивизий находились относительно куцее время. Не считая Sd.Kfz.140, существовал ещё один зенитный танк на шасси 38 (t), но не известны происшествия его сотворения. Согласно заводской документации от 1944 года предусматривалось переоборудование 2 машин не установленного типа в зенитные самоходные установки.

Свидетельством того, что данную работу сделали, являются фото, изготовленные в мае 1945 года в Праге. На этих фотоснимках запечатлены камуфлированные установки Sd.Kfz. 138/1 «Grille», снаряженные не 150-миллиметровыми орудиями, а автоматическими пушками Mk 103 калибра 30 мм. Пушку Mk 103, имеющую скорострельность 460 выстрелов за минуту, компания Рейнметалл разработала для установки на самолёты. Также существовал зенитный вариант пушки. Установка этих орудий на самоходные установки являлась импровизацией и не предназначалась для серийного производства. Самоходки в последние месяцы войны находились на вооружении подразделения, номер которого не удалось установить. В послевоенных чехословацких документах обе самоходки «Grille», снаряженные 30-миллиметровыми пушками Mk 103, упоминались как «немецкая трофейная техника».

Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.140 (Flakpanzer 38(t))

Поставки ЗСУ Flakpanzer 38 (t) начались в ноябре 1943 года. Одну установку 16 декабря оглядел Гитлер, отдавший приказ немедля принять в самые недлинные сроки зенитные танки на вооружение танковых дивизий. Сформировывать зенитные взводы начали с феврале 1944 года, на формирование взвода отводили 10 дней. Согласно планам, каждые 10 дней должны были формироваться два взвода, состоящие из 12-ти зенитных танков. В каждом взводе имелось три отделения по четыре машины в каждом. Обычно, две группы находились в распоряжении штаба дивизии, другие зенитные танки были созданы для противовоздушной обороны штабов танковых полков. Большая часть ЗСУ Flakpanzer 38(t) попало во вновь сформированные Вторую танковую дивизию во Францию, учебную и 20 первую танковую дивизии. Не считая этого, зенитные танки поступали на вооружение элитных танковых дивизий SS таких, как 1-ая «Лейбштандарт Адольф Гитлер», 2-ая «Дас Рейх», Двенадцатая «Гитлерюгенд» и Семнадцатая «Гётц фон Берлихинген». По взводу Sd.Kfz.140 получили Девятая «Хохенштауфен» и десятая «Фрундсберг» танковые дивизии SS воевавшие на Восточном фронте. На вооружении Десятой дивизий в апреле 1944 года считались машины с шасси №2894, №2897, №2898, №2908, №2910, №№2920–2923, №№2927–2929 – единственные номера машин определенного подразделения зафиксированные документально. В июле 1944 года 9-ю и 10-ю танковые дивизии SS перебросили во Францию, но, данных о переброски с ними зенитных установок нет. Сразу с дивизиями, которые находились на Восточном фронте и во Франции, другими словами весной 1944 года, зенитные танки также получили четыре дивизии находящиеся в Италии. Это были 20 шестая танковая дивизия, 20 девятая и Девяностая панцергренадёрские дивизии, также авиационная полевая дивизия «Герман Геринг».

Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.140 (Flakpanzer 38(t))
Зенитная самоходная установка Sd.Kfz.140 (Flakpanzer 38(t))

В 1-ый денек посадки в Нормандии войск союзников, 6 июня 1944 года, некие зенитные взводы попали под массированный удар авиации. Танкисты-зенитчики последующие два месяца пробовали отражать нападения союзной авиации, которая властвовала в небе над Францией. К концу июля 1944 года, согласно рапортам, все дивизии в общей трудности утратили 12 машин. Данные утраты были маленькими, если учитывать накал и масштабы схватки. С повышением поставок более действенных машин противовоздушной обороны на шасси Pz.Kpfw. IV, снаряженных одной автоматической пушкой калибра 37 мм либо 4-мя пушками калибра 20 мм, танки Sd.Kfz.140 начали сниматься с вооружения боевых частей первой полосы. Невзирая на это, в неких дивизиях ЗСУ Sd.Kfz.140 оставались на воору
жении прямо до конца 1944 года. Так, к примеру, во 2-ой танковой дивизии имелось три, а в Семнадцатой панцергренадёрской дивизии — 6 ЗСУ. В первой половине 1944 года активировались бои в Италии. В итоге ударов с воздуха зенитные танки понесли значимые утраты, которые не восполнялись.

Технические свойства зенитной самоходной установки Sd.Kfz.140 (Flakpanzer 38(t)):
Боевая масса – 9800 кг;
Компоновочная схема – впереди отделение управления и трансмиссионное отделение, в центре отделение управления, сзади боевое отделение;
Экипаж – 4 человека;
Габариты:
Длина корпуса – 4610 мм;
Ширина корпуса – 2135 мм;
Высота – 2252 мм;
Клиренс – 400 мм;
Бронирование:
Тип брони – катаная железная поверхностно закалённая;
Лоб корпуса (верх) – 20 мм/20 град.;
Лоб корпуса (середина) — 10 мм/65 град.;
Лоб корпуса (низ) — 20 мм/ 15 град.;
Борт корпуса – 15 мм/ 0 град.;
Корма корпуса – 10 мм/ 45 град.;
Днище – 8 мм;
Крыша корпуса – 8 мм;
Лоб рубки – 10 мм/20 град.;
Борт рубки — 10 мм/17—25 град.;
Корма рубки – 10 мм/25 град.;
Крыша рубки – открытая;
Вооружение:
Марка и калибр пушки – Flak 38, 20 мм;
Тип пушки – автоматическая, нарезная;
Боекомплект пушки – 1040 выстрелов;
Углы вертикального наведения – от ?10 до +90 град.;
Прицелы – Schwebekreis-Visier Erdzielfernrohr 3?8
Подвижность:
Тип мотора – карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного остывания;
Мощность мотора – 150 л. с.;
Скорость по шоссе – 42 км/ч;
Припас хода по шоссе – 185 км;
Скорость по пересечённой местности – 20 км/ч;
Припас хода по пересечённой местности – 140 км
Тип подвески – на листовых рессорах, сблокированная попарно;
Удельная мощность – 15,3 л. с./т;
Удельное давление на грунт – 0,64 кг/см?;
Преодолеваемые препятствия:
Подъём – 30 град.;
Стена – 0,75 м;
Ров – 1,8 м;
Брод – 0,90 м.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,168 сек. | 12.6 МБ