Злосчастный клапан истребителя F-22

В конце июля-месяца министр обороны США Л. Панетта подписал приказ, согласно которому военно-воздушные силы имеют право снять все ограничения на эксплуатацию истребителей Lockheed Martin F-22 Raptor. Предпосылкой этого приказа стало окончание расследования ряда инцидентов с бортовой аппаратурой самолета, один из которых даже привел к смерти человека. Все выявленные проблемы касались системы жизнеобеспечения пилота.

Злополучный клапан истребителя F-22

Эпопея вокруг бортового оборудования началась 16 ноября 2010 года, когда строевой летчик Дж. Хэни, выполняя полет над Аляской, растерял сознание и разбился. Расследование этого инцидента показало, что предпосылкой катастрофы стал отказ системы регенерации кислорода OBOGS. Регенератор в один момент отключился, а летчик не успел включить запасную систему EOS. После выяснения предпосылки смерти Хэни был введен ряд поправок в конструкцию и методы работы бортового оборудования, а именно, запасная дыхательная система сейчас врубается автоматом. Считается, что благодаря таковой модернизации ВВС США уже избежали нескольких происшествий, которые могли окончиться катастрофой.

Но автоматическое включение запасной системы EOS не освободило от всех заморочек. Пилоты продолжали временами подвергаться удушью, что затрудняло работу и тянуло за собой опасности. Поиск обстоятельств продолжающихся заморочек привел к «обвинению» высотно-компенсирующего костюмчика Combat Eagle. Выяснилось, что система управления наддувом костюмчика не всегда работает синхронно с дыхательной аппаратурой и время от времени некорректно реагирует на воздействующие на пилота перегрузки. По этой причине при перегрузке грудная клеточка летчика может оказываться сжатой посильнее, чем необходимо, при этом это воздействие время от времени длится и после прекращения воздействия перегрузки. Последствием таких заморочек стал т.н. ателектаз легких – явление, при котором происходит спадение бронхиол и альвеол человека. Ателектаз тянет за собой неверный газообмен в легких, что может стать предпосылкой гипоксии. Не считая того, в течение нескольких дней после спадения альвеол человек не должен подвергаться любым суровым нагрузкам, до полного восстановления легких.

Трудности с системами жизнеобеспечения, устанавливаемыми на F-22, повлекли за собой целую вереницу ограничений по режимам полета. Сначала, после смерти Дж. Хэни, на некоторое количество дней полеты «Рапторов» были вполне прекращены. Позже их разрешили, но с ограничением по скорости и высоте полета. В марте 2011-го скоростные границы отменили, но воспретили подниматься выше 7600 метров. Предпосылкой такового приказа была рекомендация для летчиков: в случае заморочек с дыхательной системой они должны были перейти в пикирование и в кратчайшие сроки спуститься на такую высоту, на которой может быть более-менее обычное дыхание даже с разгерметизированной кабиной. Несколько месяцев спустя допустимую высоту полета подняли до 13 км. В конце концов, 15 мая текущего года были введены ограничения и по дальности полета: во избежание происшествий маршруты должны были пролегать менее чем в получасе полета до наиблежайшего аэродрома. Разумеется, что такие рамки серьезно стукнули по боевому потенциалу истребителей F-22. В свете общего стиля проекта препядствия с системами жизнеобеспечения могут смотреться самым странноватым образом, в том числе и некоторой диверсией.

24 июля официальный дилер южноамериканского министерства обороны Дж. Литтл объявил об окончании расследования обстоятельств всех инцидентов. Из его слов следует, что все прошлые препядствия не были решены ранее из-за всеохватывающего нрава проблем. Первой предпосылкой к трагедиям стал конструктивный недостаток клапана высотно-компенсирующего костюмчика. Из-за неверной конструкции, клапан свободно впускал воздух при надувании, но не обеспечивал подабающей скорости стравливания. Из-за этого после прекращения воздействия перегрузки летчик продолжал подвергаться давлению костюмчика. Само собой, обычное дыхание было проблемно. Дыхание не облегчал и очередной недочет систем. Оказалось, что дыхательные системы, вне зависимости от режима полета и нагрузок на летчика, подавали в маску одно и
то же количество дыхательной консистенции. При обычных полетах «по коробочке» такая особенность OBOGS оставалось незамеченной, но при маневрировании с большенными перегрузками она проявлялась полностью.

По результатам расследования обстоятельств гипоксии у летчиков была принята программка модернизации истребителей F-22, результатом воплощения которой должно стать полное избавления от текущих заморочек. Сначала, в состав комплекса жизнеобеспечения будет введена т.н. «Система 911». Она будет автоматом смотреть за пульсом пилота и уровнем кислорода в его крови. В случае выхода этих характеристик за допустимые рамки, пилот и диспетчер получат соответственное сообщение. Не считая того, «Система 911» дозволит летчику стремительно и просто проинформировать управляющего полетов о первых признаках головокружения и других симптомах гипоксии. Также в «Системе 911» имеется некоторое оборудование, которое поможет стремительно и неопасно совершить посадку на ближнем аэродроме. Определенный его состав и способ работы пока не именовался.

Сначала озари 2012 года все «Рапторы» начнут оснащаться освеженным комплексом жизнеобеспечения. В его модернизированной версии будут учтены все текущие проблемы, также введен ряд новых модулей. Ожидается, что в процессе переоборудования всех самолетов все-же получится совсем избавиться от гипоксии, ателектаза и иных проблем. Все же, установка новых систем востребует определенное время, а самолеты должны находиться на дежурстве повсевременно. В связи с этим начальник штаба ВВС США Н. Шварц сказал о временном сохранении ограничений по высоте и дальности полета до полной модернизации самолетов. Ну а до того времени пилотам придется только поддерживать летную форму, но не осваивать новые вооружения либо приемы воздушного боя.

Сообщается, что в последнее время все полеты будут совершаться без использования высотно-компенсирующих костюмов и на малой высоте. А именно, конкретно таким макаром эскадрилья F-22 отправится на авиабазу Кадена (Окинава, Япония). Увлекателен маршрут, по которому полетят южноамериканские самолеты. Его проложили так, чтоб из хоть какой точки можно было сравнимо стремительно долететь до какого-нибудь острова в Тихом океане. По имеющимся данным, наибольшее полетное время до наиблежайшей суши не превосходит 80-90 минут. В нескольких точках маршрута истребители дозаправятся в воздухе от самолетов-танкеров. На борту последних будут находиться бывалые летчики-инструкторы, понимающие F-22 как свои 5 пальцев. Согласно плану полета, в случае необходимости они будут должны оказать всю вероятную помощь летчикам в кабинах «Рапторов».

Настоящие полеты истребителей F-22 возобновятся не ранее сентября-месяца. Тогда же, вероятнее всего, будут размещены 1-ые данные об их результатах и выводы соответственной комиссии относительно вероятных перспектив всего типа самолетов. В Пентагоне уповают, что освеженный комплекс жизнеобеспечения, который на данный момент находится на испытаниях, на сто процентов решит все препядствия с дыханием. Если же модернизация не даст подабающего результата, то, может быть, работы по совершенствованию будут продолжены. Это предположение базируется на экономической стороне проекта F-22. В эти истребители уже было вложено порядка 75 млрд баксов. Навряд ли южноамериканские военные захочут, чтоб результатом этих инвестиций стал недоведенный самолет с критичными неуввязками. Потому история F-22 еще не дописана и скоро последуют новые действия.

По материалам веб-сайтов:
http://lenta.ru/
http://flightglobal.com/
http://lockheedmartin.com/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 55 | 0,304 сек. | 12.91 МБ