Лабораторное занятие на тему опытное подтверждение условий действия ферментов слюны и желудочного сока н

Задача урока: сформировать у учащихся первоначальные знания о ферментах слюны и желудочного сока и условиях их действия; способствовать выработке умений у учащихся ставить опыты и вести наблюдения.
Оборудование для самостоятельной работы на класс учащихся: крахмальный клейстер — 200 г; белковые яичные хлопья — 200 г; флакон желудочного сока (синтетический аптекарский препарат);
на каждую парту:  
пронумерованные пробирки — 7 штук; стакан с подогретой водой ( + 40°С); лакмусовая бумага (синяя и. красная); 3 см3 разбавленной слюны, добытой учащимися.

План лабораторного занятия

1.       Повторение. Состав и значение пищи.
Беседа и рассказ учителя.
2.       Изучение нового. Переваривающее действие ферментов слюны и желудочного сока на пищу.
Самостоятельное наблюдение и постановка опытов (закладка опытов, наблюдение за -результатами, письменное оформление выводов).
Пищеварительные ферменты.
Рассказ учителя.

Урок начинается повторением материала о составе пищи, которое проходит в процессе беседы, в сочетании с объяснением учителя. При этом возможна постановка таких вопросов:
назовите некоторые пищевые продукты растительного и животного происхождения. Что общего в их химическом составе и в чем различие? Каково значение пищи в организме? Назовите пищеварительные железы и выделяемые соки. Назовите органы пищеварительного тракта.

На следующем этапе урока проводится лабораторное занятие. Проведением этой работы учитель руководит фронтально, можно организовать ее и индивидуально, предусмотрев полную самостоятельность учащихся. Возможен и комбинированный вариант, когда учитель руководит учащимися фронтально лишь при закладке опытов, предусмотрев самостоятельное выполнение остальной части задания.
В процессе лабораторного занятия учащиеся ставят опыты и выявляют Пищеварительное действие слюны и желудочного сока, условия, при которых происходит действие ферментов пищеварительных соков — слюны, желудочного сока, причем из условий действия ферментов слюны и желудочного сока необходимо выделить наиболее важные — температуру и химическую среду.
Из температурных показателей следует взять норму для организма 37° и отклонение от нее, например температуру кипения.
Химическая среда слюны и желудочного сока определяется лакмусом.
Самостоятельная работа проводится по заданию, написанному на доске или на карточках, которые даются на каждую парту. Задание может быть таким:
1.       Исследовать лакмусом химическую среду слюны и желудочного сока.
2.       Заложить следующие, опыты:
Пробирка № 1 —крахмал при t воды + 37°С
Пробирка № 2 — крахмал + слюна при t + 37°С
Пробирка № 3 — крахмал + желудочный сок при t +37°С
Пробирка № 4 — белок + желудочный сок при t + 37°С
Пробирка № 5 белок + слюна при t + 37°С
Пробирка №.6 — крахмал-(-слюна при t + 100°С
Пробирка № 7 — белок + желудочный сок при t + 100°С
3.       Через 15—20 минут наблюдайте за результатами опытов.
4.       В промежутке между закладкой опытов и наблюдением за их результатами запишите в таблице данные опытов.
5.       Заполните в таблице результаты наблюдения.
6.       Ответьте на вопросы: какие питательные вещества переваривают слюна и желудочный сок? При каких условиях это происходит? 
Завершая работу, учащиеся отчитываются письменно. Учитель оценивает их работу.
Учитель рассказывает о содержании пепсина в желудочном соке/и птиалина в слюне и их Действии на пищевые вещества — крахмал и белок (связывая это с проведенными опытами). Осмысливанию указанного материала помогает постановка вопроса: при каких условиях действуют пищеварительные ферменты?

Вещества
Пищеварительные соки
Температура
Химическая среда
Результаты
Крахмал
Крахмал
Крахмал
Белок
Крахмал
Крахмал
Белок

Слюна
Желудочный сок
Желудочный сок
Желудочный сок
Слюна
Желудочный сок
+37
+37
+37
+37
+37
+100
+100

Задание на дом: из статьи «Пищеварение в полости рта. Глотание» выучить «Пищеварительные ферменты» (стр. 127); использовать записи в тетради. Учащимся подготовить сообщения: одному — о деятельности акад. И. П. Павлова, а другому — об уходе за зубами. Литература: X. С. Коштоянц. Рассказ о работах И. П. Павлова в области физиологии пищеварения, изд. 4. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1950; Популярная медицинская энциклопедия, 1964.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,155 сек. | 11.83 МБ