ИПР – и по земле, и под водой

В СССР было создано огромное количество уникальных машин для разных родов войск. В инженерных войсках тоже была своя «диковинка» — ИПР – инженерный подводный лазутчик. Эта машина ездила по земле (что полностью естественно для машины), преодолевала водные преграды вплавь (этим тоже никого не удивишь – танки «научились» плавать еще сначала ХХ века), также могла двигаться в толще воды, как подлодка, либо ехать по дну водоема.

Инженерный подводный лазутчик был разработан в 1970-х гг. под управлением В.Г. Мищенко в КБ завода имени Дзержинского г. Муром (сейчас ОАО «Муромтепловоз»). Серийное создание машины также было налажено на данном предприятии. При разработке ИПР обширно использовались узлы и агрегаты БМП-1. Основное назначение машины – разведка аква препядствий, путей движения войск и трасс переправы танковых подразделений. Не считая того, машина была вооружена для проведения подводных инженерных работ.

ИПР – и по земле, и под водой

Корпус подводного лазутчика делился на четыре герметичных отсека: отделение балластной цистерны, отделение управления, шлюзовая камера и моторно-трансмиссионное отделение. В носовом отделении располагалась балластная цистерна, представляющая собой емкость, заполняющуюся водой при движении по дну либо в толще воды. В этом же отсеке размещались агрегаты речного широкозахватного миноискателя. В отделении управления располагались рабочие места командира и механика-водителя. Также тут находился водолаз-разведчик. Для выхода из находящегося в подводном положении ИПР использовалась шлюзовая камера с водолазным оборудованием. Средняя и кормовая части машины были заведены под моторно-трансмиссионное отделение. В нем размещался движок УТД-20 коробка взятые у БМП-1. 300-сильный движок позволял 17-тонной машине развивать на асфальтированных дорогах скорость до 52 км/ч. Слева и справа от моторно-трансмиссионного отделения по бортам располагались малые балластные цистерны. В районе шлюзовой камеры по бортам размещались огромные цистерны.

В герметичном кожухе во вращающейся башенке устанавливалось основное вооружение ИПР – 7,62-миллиметровый пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект к пулемету – 1000 патронов. Не считая того, на инженерном подводном лазутчике имелась термодымовая аппаратура. Прицелом служил устройство ТКН-3АМ. На машине для наблюдения за местностью установили перископ ПИР-451, в распоряжении командира имелся дневной устройство наблюдения ТНП-370. Для управления в черное время суток и в критериях нехороший видимости рабочее место механика-водителя оборудовалось ночным устройством наблюдения ТВН-2БМ. Не считая этого, на корпусе устанавливалось 9 устройств наблюдения ТНПО-160. В ИПР для переговоров меж членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство Р-124, наружняя связь осуществлялась при помощи 2-ух радиостанций Р-147 и Р-123М.

ИПР – и по земле, и под водой

Ходовая часть инженерного подводного лазутчика представляла собой гусеничный движитель, имеющий с каждого борта по 7 опорных и 5 поддерживающих катков, также по 3 гидравлических амортизатора. Движение в толще воды и на воде производилось с помощью 2-ух гребных винтов, расположенных слева и справа со стороны бортов. При ведении подводной разведки допустимая глубина водоема может составлять 8 метрам, допускается краткосрочное погружение на глубину до 15 метров. При движении под водой выброс выхлопных газов и питание силовой установки воздухом осуществляется с помощью особых шлангов, удерживающихся над аква поверхностью при помощи телескопической мачты. Мачта в походном положении складывалась на крыше инженерного подводного лазутчика.

Всего серийно произвели менее 80 машин.

Из-за наружного сходства ИПР нередко путают с ИПМ. Машины отличаются тем, что последняя не может двигаться в толще воды, наружные отличия – отсутствие мачты.

ИПР – и по земле, и под водой
ИПР в экспозиции Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. "лапы" миноискателя опущены в рабочее положение

Тактико-технические свойства:
Боевая масса – 17,5 т;
Экипаж – 3 человека;
Длина корпуса – 8715 мм;
Ширина корпуса – 3150 мм;
Высота – 1660..2400 мм;
База – 4300 мм;
Колея – 2740 мм;
Клиренс – 400 мм
Вооружение – 7,62-мм пулемет ПКТ;
Углы вертикального наведения – от -7 до +15 градусов;
Углы горизонтального наведения – -45..+45 градусов;
Дальность стрельбы – до 1 км;
Прицелы – ПАБ-2АМ, ТКН-3АМ;
Тип мотора – УТД-20;
Мощность мотора – 300 л.с.;
Скорость по шоссе – 52 км/ч
Припас хода по шоссе – 500 км;
Скорость на плаву – 11 км/ч;
Скорость по дну – 8,5 км/ч;
Преодолеваемые препятствия:
Подъём – 36 град.;
Стена – 0,7 м;
Ров – 2,3 м;
Брод – 8..15 м.

Подготовлено по материалам:
http://strangernn.livejournal.com/
http://military.ya1.ru
http://vadimvswar.narod.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,118 сек. | 12.45 МБ