Исторический вопрос: нужен ли нам флот?

С тех времен, когда Петр Величавый издал указ о строительстве флота, звучит один и тот же вопрос: для чего он нам нужен и нужен ли вообщем? В одни времена вопросительные голоса практически на сто процентов стихали, а в другие получали новейшую силу. В последние лет 20, после распада Русского Союза, «хор» неуверенных достигнул, пожалуй, больших размеров за всю историю российского военно-морского флота. Как здесь самому не задаться вопросом: для чего нам флот?

Сначала стоит ознакомиться с историей вопроса. Первыми неуверенными были те же бородатые и необразованные бояре. В силу революционной новизны реформ Петра Величавого, они просто не успевали поменять свое миропонимание подходящим образом. Вприбавок к этому правитель Петр беспощадно изводил некие многолетние устои, несопоставимые с современностью. Привыкшие к сложившемуся порядку бояре и остальные сановники с трудом вливались в новейшую политику и, как следствие, достаточно агрессивно принимали разные нововведения. Одной из таких жертв трудности восприятия стал флот. Нужно дать подабающее Петру I и его сподвижникам – общими усилиями они уверили высшие круги страны в необходимости строительства морского флота, торгового и военного.

Исторический вопрос: нужен ли нам флот?
Е.Е. Лансере. Флот Петра Величавого

Последующий исторический персонаж, на котором стоит тормознуть при исследовании прошедшего нашего вопроса – граф Александр Романович Воронцов. Скоро после убийства Павла I и воцарения Александра I, Воронцов был назначен главой Комитета образования флота. Такое решение правителя Александра навряд ли может быть названо правильным, и вот почему. Граф Романцов, равно как и его брат Семен Романович, был конкретным противником массивного военно-морского флота. В собственных официальных речах он не один раз упоминал ненужность такового рода войск:

По многим причинам, физическим и локальным, Рф быть нельзя в числе первенствующих морских держав, да в том ни надобности, ни полезности не предвидится

В процессе реформ под началом Комитета за пару лет военный флот был сокращен, а все его тактические задачки свели к охране акваторий Темного и Балтийского морей. Невзирая на постепенное повышение финансирования, флот закончил совершать далекие походы.

В качестве обстоятельств таких конфигураций в жизни флота часто именуется не только лишь позиция А. Воронцова, да и некие факты из биографии его брата. Семен Романович Воронцов был англоманом, что сказывалось на его суждениях, в том числе и относительно обороны собственной страны. Время от времени встречается мировоззрение, гласящее, что британцы через С.А. Воронцова влияли на его брата. В качестве подтверждения этого приводится почтение, которое британцы проявляли к Семену Александровичу во время его посольства, также нежелание Англии иметь сильного соперника на морях.

Стоит признать, что новенькая политика в отношении флота, проводившаяся Александром I и его бюрократами все таки не поставила крест на морской части российских вооруженных сил. Да, далекие походы закончились, но мореплавателям пришлось повоевать и на сравнимо маленьком удалении от родных берегов. В качестве примера этого можно привести Дарданелльское и Афонское схватки 1807 года, когда российская эскадра под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина с различием за месяц два раза разбила турецкую. По масштабам и политическим последствиям эти схватки могут сравниться со средиземноморским походом Ф.Ф. Ушакова в конце предшествующего столетия. Не считая того, не очень далекий поход Сенявина вынудил Османскую империю подписать перемирие и заняться восстановлением собственного военного флота – после 2-ух схваток его боеспособность существенно свалилась.

Исторический вопрос: нужен ли нам флот?
Афонское схватка 19 июня 1807 года. 1853, Боголю
бов Алексей Петрович

Последний большой всплеск «активности» на тему необходимости флота относится уже к нашему времени. После распада СССР вопросы о нужности флота, равно как военной авиации, ракетных войск стратегического предназначения и других родов наших вооруженных сил, стал подниматься в особенности нередко. Почти всегда риторика была одной и той же. Во-1-х, утверждалось (а иногда и утверждается до сего времени), что Прохладная война завершилась и нам больше незачем конфликтовать с кем-то и готовиться к войне. Вторым резоном был несчастный баланс пушек и масла – урезание военных расходов подавалось единственным методом спасения экономики. Как позже оказалось, страна осталась и без пушек, и без масла. Все же, жаркие головы, критиковавшие флот, не переставали улучшать свое дискуссионное мастерство и продвигать очевидно антифлотские предложения.

Как понятно, наилучшее и главное подтверждение чего-либо – опыт, его подтверждающий. Что наш военно-морской флот может сказать «в свое оправдание»? Обосновывать свою значимость и необходимость русский флот начал в 1714 году, когда он одолел в сражении у мыса Гангут. Благодаря этой победе над шведами, Наша родина получила выход в Балтийское море. В предстоящем в процессе Северной войны русский флот одержал еще несколько побед. С нашей победой в последнем большом морском сражении Северной войны – при Гренгаме – связан один из частей морской формы. Конкретно победу при Гренгаме символизирует одна из полосок на воротнике моряков.

По окончании Северной войны началось несколько относительно размеренных десятилетий, в течение которых русский флот продолжал строиться и развиваться. В освеженном виде он участвовал во всех русско-турецких войнах, шедших за господство в Черном море. Скоро после того, как Наша родина утвердилась на его берегах, был основан Черноморский флот. Конкретно черноморские мореплаватели под командованием Ф.Ф. Ушакова в самом конце XVIII века одержали ряд побед в Ионическом и Средиземном морях.

Девятнадцатый век нельзя именовать полностью удачным для русского флота. То же самое относится и к началу века двадцатого. Победа в Синопском сражении и геройская оборона Севастополя, как оказывается, только отодвинули грустный конец Крымской войны, а героизм моряков Тихоокеанского и Балтийского флотов не посодействовали выиграть Русско-японскую войну. 1-ая Глобальная война была малость более удачна – русские мореплаватели с переменным фуррором проводили операции по уничтожению неприятельских кораблей и нарушению грузоперевозок. В то же время, мощь германского флота не давала русским мореплавателям проявлять необыкновенную активность на Балтике. Малость более успешно вел войну Черноморский флот, которому в 1-ые несколько месяцев войны удалось установить контроль над всем морем, где находились его базы. В конечном счете, томная финансовая и соц ситуация в стране ослабили все вооруженные силы и привели к Октябрьской революции, после этого наша страна вышла из Первой Мировой.

К началу Величавой Российскей войны Русский Альянс сумел не только лишь вернуть былую мощь военного флота, да и существенно ее прирастить. Обширно известны подвиги русских моряков в процессе Величавой Российскей. Что касается эффективности их боевой работы, то ее можно оценить по численным результатам атак и операций. Черноморский, Балтийский и Северный флоты СССР за годы войны убили выше пятисот боевых кораблей противника, более 1200 транспортных и вспомогательных судов, также порядка 2000-2500 самолетов противника. Не считая того, Северный флот обеспечил проводку 76 конвоев с грузами военного предназначения, в каких участвовало практически полторы тыщи транспортных судов и поболее тыщи кораблей охранения. Большими были и утраты. При всем этом не следует забывать, что без роли военно-морского флота сухопутные войска находились бы в еще больше томном положении, не имея способности получать грузы по морю, как от союзников, так и из Сибири и Далекого Востока.

Исторический вопрос: нужен ли нам флот?

В последние десятилетия ВМФ Русского Союза и Рф не участвовал в больших военных конфликтах. Но и мирная жизнь не обходится без соответствующих инцидентов. Так, в последние год

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,209 сек. | 12.53 МБ