История камуфляжа

История камуфляжа

В сравнимо недалеком прошедшем, немногим более 100 годов назад, военная одежка все еще была броской и разноцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышноватые аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, красные и белоснежные брюки, высочайшие кивера с длинноватыми разноцветными султанами, пылающие на солнце медные кирасы и шлемы, увенчанные соколами. Бойца было видно издалека, и перепутать его с штатским человеком, а тем паче с неодушевленным предметом было нереально. Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим суровым видом, и с другой – дать возможность военачальнику издалека созидать свои войска и различать полки меж собой. Более суровые силы вприбавок выделялись какими-либо отлично видными деталями одежки. К примеру, в российской армии XVIII века артиллеристы носили красные мундиры, а гренадеры – высочайшие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке вроде тут не могло идти и речи.

История развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.

До прошедшего века камуфляж как метод зрительной маскировки военной формы в армиях не применялся не считая случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами. Так, к примеру, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный британский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленоватые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов отлично их маскировали посреди лесной чащи. Это схватка наглядно показало достоинства стратегии камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью броского, приметного обмундирования.

Совершенно необязательно пробовать стать совсем невидимым для противника. Это сделать очень тяжело, а часто и совсем нереально. Но вот стать перед противником совершенно не тем, кто ты есть по сути, и тем запутать его – существенно проще.

История камуфляжа

Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время известной Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I отдал приказ Новогородскому полку обменяться мундирами с не так давно сформированным Ладожским. 1-ый имел голубые мундиры, а 2-ой – сероватые. Как и ждал Петр, шведы стукнули по полку, одетому в сероватые мундиры, надеясь просто смять российских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значимый боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.

Но это был не 1-ый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время 2-ой осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с помощью их имитировал атаку с тыла на российские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и сделал вылазку, чуть не закончившуюся падением Нарвы.

Осознав, что этот цвет выручает жизнь, британцы стали перекрашивать в него все, что поддавалось расцветке. Мундиры и брюки, головные уборы и башмаки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Более ретивые пробовали перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадок, обозных мулов и служебных собак.

С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в английских подразделениях в Индии. В классической тропической форме английской армии преобладал белоснежный цвет, и новенькая форма получила заглавие «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля либо почва). Сейчас это слово есть фактически во всех языках мира.

История камуфляжаЖители страны восходящего солнца, эти старательные ученики, которые всегда стремительно превосходят собственных учителей, одномоментно сделали подабающие выводы. Прямо за британцами они переодели свою армию в форму, кото
рая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую палитру, ежели африканский. Жители страны восходящего солнца подобрали более подходящий тон, нечто среднее меж оливковым и желтоватым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские бойцы повстречались на полях Маньчжурии с русскими полками. Русское военное ведомство не сделало ровненьким счетом никаких выводов из Англо-бурской войны. Вобщем, и другие страны тоже. Даже в самой Англии после длительных и жестоких дебатов отыскали компромиссное решение – униформа британской армии остается постоянной, но для боев на особенных театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.

В общем, в Русско-японскую войну российская армия вступила в солдатских белоснежных гимнастерках и практически темных штанах. Офицеры щеголяли в ослепительно белоснежных кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белоснежными чехлами. Меткий огнь японской пехоты, к которому добавлялся огнь еще пока малочисленных пулеметов, стремительно отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку потому что это делалось в XIX веке. Жители страны восходящего солнца стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским бойцам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.

Меж 1905 и 1914 годами военные различных государств изучили зависимость заметности бойца на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые приметные цвета – белоснежный, ярко-желтый, темный, голубий, красноватый, зеленый, ярко-зеленый, карий и голубой, а менее приметные – желто-коричневый, сероватый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.

Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод. Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к броским цветным мундирам, нелегко. В Рф униформа защитного цвета была введена везде только в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми ограниченными оказались французы. 1-ые опыты с защитной униформой они начали только в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новенькая походная форма лежала только на складах. В свои 1-ые атаки французские пехотинцы пошли в красных штанах, ярко-синих мундирах с большими красноватыми эполетами и в разноцветных кепи. Тяжело поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование только к лету 1915 года.

История камуфляжа

К концу Первой мировой российская армия носила мерклый серо-желто-зеленый цвет, британцы – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, спецы пришли к конкретному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежки, более подходящий на одной местности, демаскировал бойца на другой, ну и довольно огромное однотонное пятно (фигура бойца в защитном обмундировании) все таки выделялся на фоне местности, которая очень изредка имеет однообразный цвет. Скажем, хаки, хороший маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травки, перепаханной снарядами земли, смотрелся мерклым пятном на фоне сочной броской зелени вешних полей либо тем паче – на фоне снега зимой.

Рвение сделать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к осознанию того, что оно не обязано иметь равномерную расцветку. 1-ая мысль пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежке должны сразу находиться несколько цветов. Так родилась отлично всем популярная камуфляжная расцветка.

В 20х годах в русской Рф командование Красноватой армии стремительно сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежки. В Муниципальном институте АН СССР были начаты фундаментальные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сопоставления уровня приведём пример – 1-ый камуфляжный набросок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.

сначала 30-х годов в СССР были разработаны костюмчики с унифицированным деформирующим рисунком огромных амёбообразных пятен, которые в купе с мешковатостью сам
ого костюмчика, отлично «разбивали» силуэт человека. В таких «маскировочных халатах» Красноватая Армия и вступила в Величавую Русскую войну.

История камуфляжа

Раскраска и форма маскировочного костюмчика «разбивала» силуэт человека, а не пробовали слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, к примеру чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, либо грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для озари.

Маскировочные халатики и костюмчики надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через особые прорези. Большой капюшон натягивался конкретно на металлической шлем либо фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.

Кроме костюмов были разработаны ковры, имитирующие травку, маски для станковых пулемётов, уникальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.

История камуфляжаПотенциальные противники тоже не посиживали складя руки – в Германии в 1931 году был разработан набросок камуфляжа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны выполнялись плащ-палатки, блузки, чехлы для железных шлемов.

Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до 7 видов рисунков в различных вариантах раскраски. В современном бундесверовском «флектарне» очевидно просматривается воздействие рисунка эталона 1944 года «горошина».

Естественно, наша армия уступала германской по массовости внедрения камуфлированных предметов обмундирования – у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и улучшение средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись повсевременно.
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На базе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный набросок, напоминавший вышивку крестом (америкосы додумались ранее только через 50 лет). Таковой набросок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совсем не завлекает внимания.

Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого колера. Связано это с тем, что мелкопятнистый набросок, отлично маскирующий на близком расстоянии, на огромных дистанциях соединяется в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» огромные пятна – фактически безупречная маскировка.

После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Заместо маскировочного костюмчика в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совершенно не излишний элемент.

История камуфляжаКомбинезон до сего времени служит в почти всех разведподразделениях – из старенькых припасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий набросок наносился на специальную ткань большого полотняного плетения. Костюмчик КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обыденного обмундирования либо ОЗК (очень разумный шаг, беря во внимание, что деформирующий, контрастный набросок, отлично работающий в подлеске, совсем не подходит для открытого места, где напротив нужно чего-нибудть грязно-жёлтое либо серо-зелёное).

Костюмчик обширно применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать исключительно в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти эталоны устарели. Кстати, любопытно, что российский двуцветный камуфляж на западе именуют «компьютерным» (computer madding).

Набросок припоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, наименее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,175 сек. | 18.79 МБ